Ответы к посту
Прозаичная реальность
37

Ответ на пост «Прозаичная реальность»

Разветвляющаяся железная дорога, стрелка переводящая путь, и поезд, движущийся к этой развилке.

На одной ветви путь привязаны к рельсам 4 человека, и путь поезда лежит именно в эту сторону, на другой - только один человек.

И вопрос состоит в том переводить стрелку или нет?
Если перевести, то погибнет один, но четверо выживут.
Если не перевести, то погибнут четверо, а один выживет.

Моральный ступор в вопросах такого выбора может возникать только от не понимания своей роли в обществе.

В обществе выбором того кто будет жить, а кто будет умирать (по сути, кто важнее, а кто нет), занимаются президенты, судьи, прокуроры, генералы...

И вот, например, если генерал решит что-либо, то так оно и будет.
И вопрос морали отступает уже на второй план.

Либо же, например, это решение примут спасатели (пожарники допустим) - к ним тоже не возникнет вопросов морали.

Потому что и в первом, и во втором случае, эти люди выполняли свою функцию, и она именно в решении подобных выборов и состоит.

К ним могут возникнуть вопросы, например, совершения какого-то не рационального (не правильного) выбора, но в любом случае это не будут вопросы морали, а будут скорее вопросы проф. пригодности.

А вот если этим вопросом занимается обычный человек, то тогда уже возникают вопросы...

Обычный человек не выполняет функции того, кто должен выбирать кому жить, а кому нет, и он не должен выбирать кого спасать.

Т.е. у обычного человека нет ни карающей, ни спасательной функции.
У него могут быть, например, рабочие функции, или медицинские, или ещё какие-то...

И в данном случае, если обычный человек сделает хоть что-либо, то он нарушит свою функциональность в обществе.
Т.е. он примет решение кому жить, а кому умереть.
А это не его функция...

Если человек переведёт стрелку, то он совершит преступление - убийство одного человека.
То что он спас четверых при этом не отменяет того, что он убил этого одного.
И родственники этого одного человека возможно не будут этому рады...

Если он не переводит стрелку, то его могут обвинить в не оказании помощи, но в данном случае это будет не обоснованное обвинение, потому что человек, например, не хотел убивать того одного человека.

И никакой моральной коллизии нет.
Её нет в том случае, если человек четко понимает свою роль в обществе.

---

На самом деле это больше вопрос формата морали.

Если общество в большей степени структурировано, то на людей не возлагаются не специфические функции,
если в меньшей (аморфное общество), то люди должны в какой-то мере выполнять и спасательные, и карательные функции.

Вместе с тем, это не исключает того, что люди сами по себе не будут стремиться взять на себя не специфичные для себя функции.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!