2191

Ответ на пост «Как обезвреживали бомбы весом в тонну»

Признаться бомбануло у меня от количества выхваченных за комментарий минусов. И не меньше бомбануло от количество плюсов, щедро насыпанных некоторым комментаторам. Выделевшуюся тепловую энергию, однако, я решил направить на небольшое расследование, результатами которого хотел бы поделиться.
Итак, все началось с комментария #comment_208059132. Мне показалось странным, что человек так уверенно комментирует действия людей в кадре, можно сказать, поучает их, как им бы следовало выполнять их тяжелую и опасную работу, что я и откомментировал. Позже ув. ЛесаСанитар написал дополнительный небезынтересный пост Ответ на пост «Как обезвреживали бомбы весом в тонну», правда я так и не понял, почему он решил что люди на видео всего этого не знали. Более того, ряд комментариев (например #comment_208066835) показал, что люди плохо представляют, в каких условиях приходилось работать железнодорожникам и вообще какой год на видео.
И тут у меня есть что сказать. Во-первых, про год.

На этом кадре видна петлица (заметьте, погон нет). Это знаки различия формы железнодорожников, использовавшиеся с 1932 по 1943 год. Судя по петлицам это начальник дистанции. Соответственно время съемки - не позднее 1943. В видео говорится что 1000кг бомбу сбросил юнкерс, я предположил что это Ju-87D, которые начали применяться под Ленинградом с января 1942 года. Значит время съемки 1942-1943 год.
Далее четыре человека на видео названы по фамилиям: Лавкин (Лапкин?), Саранчев, Горяинов, Иванов. Один из них обладатель ордена красной звезды. Кто именно, правда не понятно, но я посмотрел все эти фамилии по очереди на сайте "Подвиг народа" задавая в качестве критериев вид награды (орден Красной звезды), фамилию и год награждения (1942 и 1943). За 1942 год это 5 Лапкиных (0 Лавкиных), 0 Саранчевых, 10 Горяиновых и 1272 Иванова. На видео человек с орденом не в форме, значит можно пропускать все записи с военными званиями. И искать достаточно редкие строки где либо ничего не указано, либо б/зв. (без звания).

И довольно быстро нашелся Иванов Василий Иванович 1913 года рождения. Инструктор-подрывник по ликвидации невзорвавшихся бомб 4-го отделения станции Кемь, Кировской железной дороги.

"За период войны с июня мес. по 1-ое марта 1942 года обезвредил на территории 4-го отделения 250 шт. авиабомб весом 45850 килограмм, из общего количества обезвреженных авиабомб подорвано - 158 и разряжено 92. 18-го февраля 1942 года на ст. Уннукса, после разрядки 1000 кг бомбы с электровзрывателем замедленного действия через 7-8 минут этот запал взорвался. Благодаря напряженной работе с большим риском для жизни, тов. ИВАНОВЫМ бомба была своевременно обезврежена и остались неразрушенными ряд технических сооружений станции и обеспечено бесперебойное продвижение поездов.
24-го февраля 1942 года ночью на перегоне Энгозеро-Амбарный, около моста реки Колга, на расстоянии 7 метров от берегового устоя, разрядил 2 штуки 250 кг. бомб с замедленным действием.
17-го февраля 1942 года на перегоне Сиг-Воньга до 6-ти часов утра находился на перегоне, отыскал и разрядил 6 штук авиабомб.
11-го января 1942 года на 19 километре Кестеньгской ветки на мосту реки Кереть, ночью, разрядил 3 штуки 250 кг. авиабомб, из них 2 шт. замедленного действия."

ИМХО достаточно очевидно, что люди прекрасно знали с чем имеют дело и как с этим работать. Ну и пассажи на тему "отволочь на тросе трактором", следует понимать, что в тех местах кроме этой железной дороги не особо много путей сообщения, не говоря о том, что достать в кратчайшие сроки трактор или пригнать автомобиль мягко говоря не всегда возможно.

Ссылка на наградной лист.

Показать полностью 7
724

Ответ на пост «Как обезвреживали бомбы весом в тонну»

Смотрю, мой комментарий люто минусуют. #comment_208059132

Ну что-же. Давайте по порядку разбираться в матчасти. Это и сейчас может кого-то спасти от необдуманных действий.

Итак вводная, вывернули экскаватором немецкую бомбу среднего, или большого калибра. Всё, работы прекратить, всем разойтись( вернее разбежаться), вызвать саперов. Скорее всего это случится в районе промышленных объектов, ЖД и тд.

Почему бомба не взорвалась? Ясен перец- отказ взрывателя.

А вот теперь, вкратце, поговорим что такое бомбовые немецкие взрыватели.

Штатный взрыватель немецких АБ ВМВ -  EL.A.Z. с разными цифрами (первые буквы немецких слов «Еlektrishce Aufschlang Zunder», (электрический взрыватель ударного действия). Вворачивается в боковое "очко". Именно он на видео. Как он работает? При сбросе, взрыватель кратковременно подключается к бортсети самолета, заряжается боевой конденсатор и цепь, замкнувшаяся при ударе о цель, заставляет сработать детонатор( оставим дальнее взведение и задержку за скобками).  Понятно, что не сработав и по истечении времени саморазряда конденсатора бомба будет совершенно безопасна. Но, такие взрыватели отказывали редко.

Теперь немного о тактике люфтваффе.  Для вывода из строя объекта его не обязательно разбомбить, можно и заминировать. Вот для этого и применялись бомбы с часовым взрывателем, неизвестно когда взорвется, а объектом пользоваться нельзя. А если и рванет, то может прихватить минеров, или восстановительную бригаду.

Взрыватели на короткую выдержку- конденсаторные, На длинную(до нескольких суток)- механические. Теперь представьте, что ковшом экскаватора вы "толкнули" часовой механизм. А он, поверьте, будет "как с конвейера", в бомбе сухо, настоящее немецкое качество!

Часовые взрыватели не маркировались, или имели маркировку как обычные, чтобы запутать врага. Именно часовые взрыватели и давали наибольшее число отказов. А чтобы не возникало соблазна обезвреживать такие бомбы ставилось устройство неизвлекаемости ZUS40, вещь сугубо механическая, надежная, а учитывая что в бомбе сухо, то сработает 100%, достаточно выкрутить основной взрыватель.

Поэтому, повсеместная практика- уничтожать такие АБ на месте подрывом.

То, что мы видим на кадрах- совершенно не нужный, показушный ура-патриотизм, в свете вышеизложенного.

Показать полностью
917

Как обезвреживали бомбы весом в тонну

Кадры военной кинохроники. Видео-инструкция по обезвреживанию бомбы весом в тонну. В главных ролях - группа смелых железнодорожников, работавших на Кировской железной дороге. Метод простой: с помощью молотка, зубила и беспримерного мужества.

Источник

Отличная работа, все прочитано!