Серия «Сведение, мастеринг, звукорежиссура»

Про важность подготовки к записи

Про важность подготовки к записи

Мне кажется, на эту тему разглагольствовать и возмущаться можно вечно, так как, к сожалению, очень большое количество музыкантов относятся и подходят к этому процессу или не очень серьёзно, или вообще никак.

В первую очередь, если вы решили записать какой-то музыкальный материал, вы должны точно знать, как вы его будете исполнять. Запись ни в коем случае не должна превращаться в репетицию, а являться именно записью. Все пути вашего музыкального исполнения должны быть чётко отработаны до того, как вы пришли в студию, встали к микрофону или взяли в руки инструмент. Второй момент - отнеситесь к подготовке своего инструмента к записи со всей серьезностью. Это очень часто недооценивается и кардинально влияет на итоговый звук.

Убедитесь в исправности всей электроники на электрогитарах, отстройте мензуру, анкер, высоту струн, чтобы гитара строила в любых позициях. В конце концов, поставьте свежие струны, а лучше всего отдайте инструмент ХОРОШЕМУ мастеру для его полной отладки.

Если вы барабанщик, то возьмите в аренду комплект хорошего железа если такового у вас не имеется. Поставьте свежий пластик на малый барабан и настройте его. Проведите полное ТО вашей педали. В ней ничего не должно отваливаться, скрипеть, свистеть и издавать иных гадких звуков. Все должно работать как часы.

Если вы вокалист и чувствуете, что в каких то моментах при исполнении вы испытываете проблемы, где-то не дотягиваете, есть проблемы с дыханием или что-то ещё, лучше всего обратиться к вокальному педагогу и взять несколько занятий. Это сильно поможет вашему вокалу стать лучше, и исполнение может кардинально поменяться в лучшую сторону.

Короче говоря, нет смысла перебирать все инструменты и приводить примеры для каждого по отдельности. Суть и так ясна. Чем ответственнее вы отнесетесь к записи даже в отношении таких базовых вещей, как отработка планируемого к записи материала и подготовки своего инструмента, тем лучше будет итоговый результат.

А ещё лучше в довесок ко всему перечисленному написать классную песню.

Показать полностью 1
0

Про отличия уровня и громкости

Про отличия уровня и громкости

Уровень и громкость - это не одно и то же. Громкость вещь субъективная, ни имеет ничего общего с понятием уровня и не измеряется ничем кроме нашего уха. Так же является частотно-зависимой, так как разные частоты одного и того же уровня мы слышим с разной громкостью, которая более менее начинает выравниваться только на высоких уровнях звукового давления. Но это отдельная тема для разговора.

Что же касается уровня, это величина, которую вполне себе можно измерить и с нашим ухом, как можно догадаться, ничего общего не имеющая. Измеряется в вольтах, децибелах и прочих попугаях, и именно уровень слышат наши приборы.

Но есть и частные случаи, где измеряемый уровень примерно соотносится с тем, что слышит человеческое ухо. Касается это пресловутых LUFS (LKFS). Но об этом как-нибудь потом.

Показать полностью 1
2

Про плагины: Sonnox Oxford Drum Gate

Про плагины: Sonnox Oxford Drum Gate

По моему, лучший барабанный гейт из тех, что сейчас существуют. Есть ещё похожий модуль в Virtual Mix Rack у Слэйта, которым я успешно пользовался некоторое время, но его долго крутить. А с этим товарищем все максимально быстро и удобно.

Одной из самых важных фич в нем то, что его можно обучить не пропускать определённый тип звуков в сигнал и так же пропускать что нужно. Например, не всегда получается идеально загейтировать малый барабан, и иногда в сигнал пробивается бочка. Можно выслушать всю дорожку и прописать автоматизацию для гейта, чтобы исключить попадание бочки в сигнал. И это вполне рабочий метод, но долгий.

А в случае Sonnox Oxford Drum Gate можно зациклить необходимый отрезок, нажать на кнопку "Remove Matched" и вуаля! Бочка в сигнал больше не пролезет и останется только малый барабан.

А минус у этого гейта всего один - это его цена.

Показать полностью 1
3

Про подбор микрофона

Про подбор микрофона

Для многих музыкантов становится своего рода открытием, что микрофон за 100$ может более выигрышно звучать на источнике "N" чем какой-то дорогущий за 5000$.

Никакой магии, только крайне удачное сочетание тембра источника звука и тембра микрофона. Ну и как дополнение - положение микрофона относительно источника и окружающей всю эту историю комната.

В этом плане плохих решений не бывает. Есть только не подходящие под какую-то конкретную задачу. И порой даже самые дешёвые решения могут прозвучать более выигрышно на фоне очень и очень дорогих.

Главное - иметь возможность послушать и сравнить. На равной громкости, разумеется.

Показать полностью 1
2

Про "акустический" поролон

Про "акустический" поролон

Поролон глобально не решает проблем комнаты. Обычно происходит так, что люди закрывают все или почти все стены своей комнаты поролоном, и при звучании человеческой речи или хлопка в ладоши в таком помещении кажется, что все стало сухо и глухо.

На самом деле поролон съел все, что находится выше 2-3 килогерц, и вся высокочастотная информация, в том числе и верхняя середина, (2 - 5 кГц), к которой наиболее чувствительно человеческое ухо, испарилась.

В итоге получается так, что гулкая комната стала ещё более гулкой, а все самые основные проблемы комнат ниже килогерца никуда не делись. Но все хорошо в меру.

Поролон может стать хорошим решением для избавления от высокочастотного звона в конкретных частях комнаты, если этот звон вообще имеется, или ослабить теоретически ненужные высокочастотные отражения от каких-либо поверхностей.

Так что закупать тонны поролона для покрытия всех стен комнаты - это явно плохая затея. Сделаете только хуже. А вот точечно и с умом решать конкретные проблемы в верхней части спектра им вполне можно.

Хотя смотрится не очень. И пыль собирает.

Показать полностью 1
6

Что такое стем-мастеринг?

Что такое стем-мастеринг?

Стем-мастеринг - это техника мастеринга, которая подразумевает собой работу не с финальным стереофайлом фонограммы, а с отдельными его группами инструментов или так называемыми шинами.

То есть работа ведётся не с каждым звуком по отдельности, а с группами этих звуков. Это может быть группа бэк-вокалов, синтезаторов, барабанов, гитар, эффектов и т. д. То есть все те группы звуков, из которых состоит ваш микс.

В чем преимущество такого метода? У мастеринг инженера при работе со стемами (группами инструментов) намного больше свободы в работе, так как при стандартном методе мастеринга, стараясь повлиять на звучание какого-то конкретного элемента микса, мы с вероятностью 100% затронем что-то ещё и уже придётся идти на компромисс в тех или иных действиях.

А при стем-мастеринге, например, изменив что-то в группе барабанов, мы не повлияем ни на что, кроме самих барабанов, и соответственно, какого-либо нежелательного влияния на другую составляющую микса происходить не будет. Все это даёт большую гибкость при работе.

Но, честно сказать, этот метод мне не очень нравится, так как я считаю его перекладыванием ответственности за микс на мастеринг инженера, который должен работать уже с финальной стерео фонограммой, а не исправлять ошибки, допущенные при микширивании, чем, на мой взгляд, стем-мастеринг и является.

Хотя кому-то может быть удобно работать и таким образом. Но это уже каждый для себя решает сам.

Показать полностью 1
6

О виниле и магнитной ленте

О виниле и магнитной ленте

Нет никакого волшебства и магии в прослушивании музыки с винила или плёнки, т. к. сложно себе представить более худший способ воспроизведения музыки, чем с механического носителя, учитывая современные реалии.

Ведь с каждым последующим воспроизведением магнитный слой ленты будет деградировать, понемногу оставаясь на воспроизводящей головке магнитофона, так же как и будет деградировать канавка виниловой пластинки из за трения иглы о её поверхность, в следствии чего мы будем получать потерю деталей и высоких частот.

Это будет заметно не сразу, так как сам процесс не мгновенный. Но через некоторое время после постоянного прослушивания вам может показаться, что со звуком стало как будто что-то не так. А уж если потом сравнить в лоб 2 экземпляра пластинки/плёнки, одна из которых постоянно воспроизводилась, а другая нет, то разница станет ещё более очевидной.

В хранении эти товарищи такие же привередливые. Например, пластинки нельзя класть стопкой друг на друга, хранить под наклоном и допускать прямого попадания солнечных лучей на них даже при условии нахождения в упаковке. А хранить следует подальше от источников тепла и отопительных приборов, т. к. это может привести к их деформации.

Плёнку так же следует хранить в определенном положении, при определенных условиях температуры и влажности. Но там ещё больше нюансов, чем у винила, поэтому описывать все досконально я не буду.

Что касается тех, кто молятся на винил и на то, что он то вот звучит, а остальное нет, то они, скорее всего, просто не в курсе, что для винила делается абсолютно другой мастер с учётом его технических ограничений. И если воспроизвести цифровую копию этого мастера, то звучать она будет так же.

Потратить много денег на крутой проигрыватель, магнитофон, пластинки и пленку - это очень интересно и здорово. И слушать это все и получать удовольствие от процесса так же прекрасно. Но гнаться за каким-то волшебным звучанием определённо не стоит.

Показать полностью 1
3

Про подбор лимитера к песне

Про подбор лимитера к песне

Казалось бы, лимитер он и в Африке лимитер и призван решать вполне конкретную математическую задачу - не допустить превышения уровня выше определённого порога. Какая разница, какой?

На самом деле все они очень разные, совершенно по разному устроены, что называется "под капотом" и соответственно на разном материале работают совершенно по разному, привнося свой определённый характер, который может подходить или не подходить песне.

Да, можно взять какой-то один хороший современный лимитер и использовать его на всем и не париться. И это тоже подход. Но я люблю в этом плане заморичиться и все таки подбирать к каждой песне наиболее ей подходящий, который либо подчеркнёт эмоцию, настроение, общий грув песни, либо же внесёт минимум изменений в случае если они не нужны.

К слову, наиболее часто используемые мной лимитеры это A. O. M. Invisible Limiter G3, Newfangled Elevate, FabFilter Pro L2, и Izotope Maximazer.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!