6275

Уважение к зрителю на примере фильма "Старикам тут не место"

У братьев Коэн, помимо кучи их очевидных достоинств, есть еще одно, менее очевидное – они весьма уважают своего зрителя.


Это хорошо демонстрируется в одном из моих любимых "Старикам тут не место", так называемая тема "Антон Чигур и обувь".

Финал
В самом финале картины, наемный убийца Чигур приходит в дом к одной девушке - Карле Джин.

По всей драматургии сцены мы видим, что вопрос про судьбу девушки висит в воздухе у обоих персонажей.

Сцена так и заканчивается открытым вопросом.


В следующем кадре Чигур просто молча выходит из дома.

Однако, во время фильма было два эпизода, обратив внимание на которые, мы однозначно понимаем, что же случилось с Карлой.


Эпизод 1

В сцене в мотеле, перед тем, как идти убивать, Чигур снимает обувь

и затем идет босиком.

Можно подумать, что это все для того, чтобы красться тихо аки мышь.


Однако, далее, будет еще одна сцена с обувью.


Эпизод 2

В сцене с персонажем Вуди Харрельсона, после его убийства, Чигур замечает, что кровь приблизилась к его чудесным сапожкам

и задирает ноги на кровать, чтобы не испачкать.

Если соединить эти сцены, то становится ясно – Чигур переживает за чистоту своей обуви.


К чему же это я все?


Обратно к финалу

Мы видим выходящего из дома Чигура и не знаем судьбу девушки.

Вопрос повис в воздухе.


Но мгновенье – и Антон проверяет ступни своей обуви.

И вопросов, что случилось с бедной Карлой Джин, не остается.


Вот этим и прекрасны Коэн – для невнимательного зрителя в финале останется открытый вопрос, а для внимательного - все, увы, ясно как божий день.

(смотрят на тебя как на внимательного зрителя)


Фильм, кстати, отхватил Оскара и за лучший адаптированный сценарий.