вот тут самое главное вранье имхо: советская система образования была лучшей. лучшей в мире она никогда не была. в чем то он имха была хорошей, в чем-то полным отстоем. в столице еще учили более-менее прилично, в деревнях учили кое-как. советская школа была отсталой, хотя бы потому что компьютеры хоть где-то появились только вначале 90-х. небыло нормальных наглядных пособий, учебных материалов.
Я вспонимаю уроки физ-ры у нас в школе: урок почти всегда был сдвоенным, чтобы физруку меньше работы было. На 30 человек давали один баскетбольный мяч овальной формы, больше физрук не давал-берег. ну и чему можно научится на таком уроке?
Моя жена подрабатывает репетитором по английскому (в/о, учитель немецкого и английского языков), она просто в ужасе от нынешних учебников - во-первых, в разных школах разные программы, и, значит, разные учебники, во-вторых, один и тот же учебник может быть в разных изданиях в одной части либо в двух частях (причём, если учебник библиотечный, учеников заставляют сдавать первую часть в середине учебного года, т.е., уже нельзя вернуться для повторения материала, если ученик, к примеру, болел), в-третьих, нет элементарно словаря, который обязательно был в старых учебниках на последних страницах, в-четвёртых, содержание этих учебников просто кошмар (зачем, к примеру, пятиклашкам знать про какую-нибудь Уитни Хьюстон или Памелу Андерсон? Или какая футбольная команда стала чемпионом УЕФА в 1995-м году? Я уж сам всех этих персонажей забыл, хотя это была моя молодость).
И это не говоря про то, что к этой "макулатуре" нужен ворох другой "макулатуры" - рабочие тетради, сборники упражнений, отдельные словари, всякие гдз и прочая ересь.
В исходном посте автор спрашивал мнения учителей и людей, знающих школу изнутри. Я не учитель, но могу попробовать ответить как мама ребенка на семейном обучении.
Я могу наглядно сравнить две системы, т.к. у меня перед глазами есть как современные учебники, так и советский репринтный олдскул (который мы в итоге и взяли за базу). Единственное - я могу оценивать только начальную школу, т.к. ребенок сейчас заканчивает второй класс.
И вот уже на основе собственного опыта, попробовав учиться как по старым, так и по современным учебникам, я могу поделиться своим мнением и выводами. Если говорить об учебниках, то главное, что потеряла школа - это фундамент и систему. Современные учебники дают очень рыхлую базу, на которую плохо встают более сложные понятия. Чем дальше - тем больше количество непроработанных тем, тем более явные пробелы появляются в общей картине предмета, тем слабее связь между новым материалом и тем, что уже пройдено раньше.
Я могу привести пример дороги. Человек садится в машину и едет из точки А в точку Б. Двигаться ему помогают указатели, разметка и дорожные знаки. И если по старому учебнику можно было ехать спокойно: обозначались названия населенных пунктов, номера трасс, были правильно выставлены ограничения скорости, присутствовала разметка и т.д., то сейчас часто приходится ехать наугад, при этом еще и с опасным скоростным режимом. Перед сложной темой гоним, как ненормальные, относительно простую - жуем несколько недель, потом опять несемся, перескакивая через несколько страниц, чтобы успеть к аттестации. При этом в некоторые места невозможно попасть без дополнительных карт и навигаторов (некоторый материал не дается в учебнике и прорабатывается по дополнительным пособиям, которые родители покупают самостоятельно - разные в каждом классе).
В качестве примера - задания на прошлую неделю. Я выделила цветом задания из сборников, которые мы сами покупали в начале года.
пример домашнего задания
Это та самая "дорожная карта", которую нужно иметь дополнительно к учебнику, т.к. объем материала в учебнике не позволяет в полном объеме пройти и закрепить тему. Количество пособий разное в разных классах и разных школах, что тоже разбивает единую систему.
Это то, что касается организации учебного процесса. А есть еще форма подачи материала. В разных школосрачах, где родители жалуются на то, что приходится делать уроки с детьми, часто встречается точка зрения, что "вот со мной никто уроки не учил", или "а что там учить - прочитал правило, закрепил повторением и гуляй, делов-то, это же началка". И это все справедливо для старой школы и не работает в современной.
Вот для примера тема "Звонкие и глухие согласные", которую мы сейчас проходим. И два варианта одного правила, которое нужно выучить и запомнить.
Советский учебник: Согласные в конце слова нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный, например столб-столбы.
Учебник русского языка 1953 года
И вот вариант того же правила, который дети учат сейчас.
Учебник русского языка 2023 года
Кто-то может сказать, что я цепляюсь к формулировкам. Но я вижу, что первый вариант дети понимают и запоминают на лету, а потом, отработав навык, начинают писать правильно с минимальной вероятностью ошибки, а во втором - начинают "плыть" уже на этапе заучивания правила, а в дальнейшем не создается того самого крепкого фундамента базовой грамотности без случайных и "глупых" ошибок. И это я еще привожу пример по одной из самых простых тем, а в русском языке есть гораздо более сложные и неочевидные вещи.
Дальше: сама структура, в рамках которой дается тема, в советском учебнике выглядит так:
$10. Звонкие и глухие согласные.
$11. Звонкие и глухие согласные в конце слова. (В отдельные подтемы с упражнениями на отработку вынесены согласные б и п, согласные д и т, г и к и т.д.).
№11. Звонкие и глухие согласные в середине слова. И все так же: правило и достаточное количество упражнений на повторение.
Учебник русского языка 1953 года
В нынешней редакции это все объединено в одну тему "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным" и дается все вперемешку.
учебник 2023 года
Сами упражнения тоже даются по-разному. В советском учебнике - так, что нужно очень постараться, чтобы не понять задание или понять его неправильно. Пример выше (упражнение 147). Есть задание, список слов для справок, образец для тех, кто не понял. Опять же, я ориентируюсь не на себя, а на то, как с учебником работает ребенок. И если в одном случае (учебник СССР) мне достаточно дать задание, а потом проверить работу, то с современными - меня постоянно будут дергать вопросами "а что?", "а как?" или просто сидеть над раскрытой тетрадью "тому що не зрозумів питання".
Вот пример задания
Учебник 2023 года
Вот об эти избыточные формулировки типа "парный по глухости звонкости согласный в проверяемом и проверочном словах" дети часто запинаются и сидят, пока им кто-то не придет и не объяснит, что делать.
Здесь мне могут сказать, что у меня просто тупой ребенок. Но, во-первых, он далеко не самый тупой по выборке, а во-вторых, мы опять подходим к разнице систем. Советский учебник построен так, чтобы даже не самому умному человеку можно было понять понять предмет и выйти на вполне достаточный уровень грамотности. А нынешние программы сверстаны так, что умные, может, и выгребут (часто с помощью мам-пап-репетиторов), а средние, медлительные, часто болеющие и не очень умные будут погружаться все глубже в болото непонимания предмета (окончательно перестанут понимать ту же математику классу к седьмому).
Я тут и так написала на длиннопост, а это только одна тема по одному предмету. В целом, по программе второго класса я считаю более-менее нормальной только математику (и то с оговорками). Все остальные предметы в современной подаче рождают ощущение книги, пропущенной через измельчитель бумаг и собранной на коленке.
А ведь есть еще такие вещи как инклюзия, мигранты, смартфоны, потеря контакта семьи и школы, стандартизация (а на деле формализация) учебного процесса, негласный "запрет на двойки", вымывание из обычной школы как сильных учителей, так и талантливых учащихся (одни в бизнес, другие в частные школы, на дистант, на хоумскул или в "престижные" школы), и т.д.
Я не осуждаю, не ною, не призываю вернуть Советский Союз в отдельно взятую школу или что-то подобное. Я просто сейчас ощущаю себя в режиме тестировщика, который фиксирует просто лавину разных мелких и серьезных ошибок в системе. Что с этим делать - я не знаю. Но я думаю, что российская средняя школа сейчас находится в серьезном кризисе. И либо в эту сферу придут реформы, либо она так и продолжит плавно дрейфовать в сторону углубления неравенства формата "образование - для богатых" и "ФГОС для всех остальных".
Советская система образования, она такая, ну такая... И тут принято закатывать мечтательно глаза, думая, что она была просто какая то фантастично прекрасная. Ничего такого особенного в ней не было, кроме финишного деления образования на три ступени.
Рабочие, ИТР, Учёные и инженеры.
Это было четкое распределение на классы, впрочем система позволяла класс сменить. Это полностью соответствало государству СССР. Которому нужны были разные люди на разных спланированным местах.
Но социализм дал слабину, он начал умирать в 80х, когда в верхушке партийного руководства воров оказалось больше чем идейных. Соответственно умер и Союз.
Стране которая пришла на смену, уже не нужны были чётко поделенные на классы люди. Провозглашена свобода быть кем хочешь. Умерло всё...
В текущем моменте эта система образования тоже не нужна, Просто потому что свобода быть кем хочешь... А по факту кем то.... С бумажкой о каком то высшем типа образовании...
И тем кто дрочит на то что советская система породила каких то особо умных людей я напомню именно эти люди радовались перестройке и гласности, именно эти люди голосовали а то проиграют, именно эти люди позволили укрепиться наверху кучке воров которая правит до сих пор.
А ещё они заряжали воду перед телевизором, затачивают бритвы в пирамидах восстанавливали храмы...много ещё всякого... Те самые, которые учились в самой замечательной советской школе...
С 90-х Россия взяла курс на интеграцию в мировое сообщество. Наша страна пыталась вступить по всемирную торговую организацию, ЕС и еще черт знает куда. Одним из требований для вступления было создание единый образовательных стандартов, в частности болонской системы, которая позволяла лицу, получившему диплом в одной стране, трудоустроиться по специальности в другой. Интергации так и не произошло. В 2022 г Россия вышла из болонской системы. Но советскую систему образования успели уничтожить. А вот Китай взял лучшее из нее, в том числе жесткую конкурентную среду. И прет. Дуров недавно об этом говорил.
Всем привет! Хочу обратиться к знающим людям - наверняка среди пикабушников немало учителей, может даже ещё преподававших в СССР. Объясните популярно - куда делась советская система школьного образования? Она ведь себя зарекомендовала как отличная рабочая система. Почему нельзя просто скопировать её для современных реалий (ну ок, добавить всяких интерактивных досок, электронных дневников и прочего хайтека, раз уж надо)? Это ж ведь не тыщи лет назад было, наскальную живопись расшифровывать не надо, учителя советской школы ещё до сих пор живы-здоровы и в уме.
Тег "Без рейтинга" - поднимите повыше пжлста) хотелось бы получить квалифицированный ответ.
PS: только пожалуйста без теорий заговора в стиле "Да в минобре одни рептилойды на зарплате у госдепа" и без нытья в стиле "Да там наверху одни кровопийцы - только и думают, как бы россиянам похуже сделать".