Знаете, что самое интересное в истории современного "Москвича"? То, как завод упорно пытается найти свое место под солнцем, выпуская одну модель за другой. Но получается, прямо скажем, так себе. И вот теперь, когда предыдущие модели откровенно проваливают продажи, на конвейер встает новый кроссовер. Давайте разберемся, что здесь происходит.
А происходит вот что: после перезапуска производства завод представил кроссовер Москвич 3 — по сути, перелицованный JAC JS4. Машину вроде как неплохую, с турбомотором на 136 сил, вариатором и вполне современным оснащением. Цена тоже казалась адекватной — от 1,7 миллиона рублей за версию с механикой. Вроде бы все правильно сделали: и локализацию постепенно наращивают, и кузов уже у нас варят, и оцинковку добавили...
Но что-то пошло не так. То ли люди не готовы покупать китайский автомобиль под российским брендом, то ли сказались проблемы первых партий с вариаторами, то ли просто маркетинг не сработал. Факт остается фактом — продажи далеки от ожидаемых.
Следом появился лифтбэк Москвич 6, который сразу окрестили "нашей Шкодой Октавией". Тут уже два мотора на выбор — 136 или 174 силы, вариатор или робот. Оснащение богаче, но и ценник соответствующий — от 2,47 до 3,2 миллиона за версию 2025 года. И снова мимо — автомобиль, несмотря на вполне достойные характеристики, категорически не пользуется спросом.
История с производством тоже интересная. Если Москвич 3 уже начали понемногу локализовывать, то с "шестеркой" все сложнее. Машину сначала полностью собирают в Китае, потом разбирают, отправляют к нам, где снова собирают. Логика этого процесса, честно говоря, не очень понятна.
А теперь давайте посмотрим на цифры. Они, надо сказать, совсем не радуют руководство завода. В марте 2025 года продано всего 1200 автомобилей. Для сравнения: год назад за тот же месяц было 3000 машин. Падение в два с половиной раза! И это при том, что дилеры готовы делать существенные скидки, лишь бы хоть как-то разгрузить склады.
За весь первый квартал 2025 года продано 3400 машин. В пресс-службе завода, конечно, пытаются найти позитив, заявляя что "марка удерживает долю рынка на уровне 2024 года, несмотря на снижение рынка легковых автомобилей на 25%". Но когда твоя доля рынка — около 1%, это не слишком впечатляет.
Для сравнения: тот же АвтоВАЗ только за март продал почти 29 тысяч машин. Да, это на 33% меньше, чем год назад, но все равно цифры несопоставимые. Получается, что за месяц LADA продает больше автомобилей, чем "Москвич" за квартал.
Казалось бы, в такой ситуации логично взять паузу, разобраться с текущими моделями, наладить продажи. Но нет — завод решил пойти ва-банк и выкатил новую модель. Уже собрана первая партия кроссоверов Москвич 5, и она, надо сказать, довольно внушительная — несколько сотен машин.
Что из этого получится? Сможет ли новая модель переломить ситуацию или станет еще одним провальным экспериментом? Давайте разбираться.
А что за зверь этот Москвич 5
Вы только не смейтесь, но новый Москвич 5 — это... снова переименованный китайский автомобиль. На этот раз за основу взяли JAC Sehol X6. И знаете что? По размерам он крупнее "тройки", но меньше какого-нибудь Haval Jolion. Этакий золотой середнячок, который должен занять нишу между компактными и среднеразмерными кроссоверами.
Силовая часть уже знакома нам по другим "Москвичам". Под капотом — безальтернативный турбомотор объемом 1,5 литра в двух вариантах форсировки: 136 или 174 лошадиные силы. Этот же двигатель, кстати, стоит и на Москвич 6, там он уже успел показать себя вполне надежным агрегатом.
В паре с мотором будет работать вариатор, который передает тягу на переднюю ось. Полного привода нет и, судя по всему, не предвидится. Жаль, конечно — для кроссовера это серьезный минус, особенно если учесть, что у конкурентов полноприводные версии есть.
А теперь самое интересное. Завод собрал первую партию — несколько сотен машин разных цветов. Белые, черные, серые, красные... Но в продажу они пока не поступят. Все эти автомобили отправятся в корпоративный парк завода на тесты.
И вот тут начинается самое любопытное. Впервые за время существования нового "Москвича" мы видим такой подход — сначала тесты, потом продажи. Все предыдущие модели выкатывали на рынок по принципу "купите, а там разберемся".
С оснащением тоже пока не все ясно. Но если судить по донору — JAC Sehol X6, то можно ожидать:
Вообще, если говорить о китайском оригинале, то машина получилась вполне современной. Но главный вопрос: сколько это будет стоить? Ведь тот же Москвич 3 начинается от 1,7 миллиона, а "пятерка" по логике должна быть дороже.
Кстати, о производстве. Пока все машины собираются, как и старшая "шестерка" — методом крупноузловой сборки. То есть никакой глубокой локализации, о которой так любят рассказывать в пресс-релизах.
Почему новинку ждет провал
Давайте смотреть правде в глаза: новый Москвич 5, скорее всего, ждет та же судьба, что и его собратьев. И дело тут даже не в качестве самого автомобиля. Проблема гораздо глубже.
Первое и самое очевидное — репутация бренда. Смотрите, что происходит: Москвич 3, самая доступная модель в линейке, продается из рук вон плохо. При цене от 1,7 миллиона (это, на минуточку, уровень базовой Весты), дилеры готовы делать скидки чуть ли не в 200-300 тысяч, лишь бы хоть как-то разгрузить склады.
С лифтбэком Москвич 6 ситуация еще печальнее. Несмотря на действительно неплохие характеристики и вполне современное оснащение, автомобиль практически не находит покупателей. А ведь его позиционировали чуть ли не как "нашу Шкоду"!
И вот теперь завод выкатывает еще одну модель. Да, может быть, она технически совершеннее предшественников. Да, возможно, сборка будет качественнее. Но основная проблема остается — люди просто не хотят покупать китайские автомобили под российским брендом.
Посмотрите на цифры: в марте 2025 года продажи "Москвича" упали в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом — всего 1200 машин. За весь первый квартал — жалкие 3400 автомобилей. И это при том, что дилерская сеть развернута по всей стране, реклама идет полным ходом, а скидки порой достигают 20% от стоимости!
Для сравнения: те же китайские бренды, выступающие под своими именами, показывают совсем другие результаты. Haval, Geely, Chery — у них продажи растут, несмотря на общее падение рынка. Почему? Да потому что они не пытаются выдавать себя за кого-то другого.
Второй момент — это ценообразование. Москвич 5 по логике должен стоить дороже "тройки". А значит, ценник будет начинаться где-то от 2 миллионов. И кто станет покупать неизвестный кроссовер за такие деньги, когда за те же деньги можно взять уже проверенный Haval Jolion или Geely Coolray?
Третья проблема — отсутствие внятной стратегии развития. Завод словно мечется из стороны в сторону: то пытается делать массовые модели, то вдруг уходит в почти премиум-сегмент с Москвич 6. А теперь вот новый кроссовер, который непонятно на кого рассчитан.
Есть и технические моменты. Все "Москвичи" — переднеприводные. Даже у новой "пятерки" не предусмотрено полного привода. А это серьезный минус для кроссовера, особенно в России. Тот же Haval Jolion с полным приводом пользуется хорошим спросом, несмотря на более высокую цену.
Локализация производства тоже хромает. Если Москвич 3 хотя бы начали понемногу "русифицировать", то новая модель будет собираться по обычной крупноузловой схеме. То есть это практически полностью китайский автомобиль, просто с другим шильдиком.
В общем, перспективы у Москвич 5 не самые радужные. Да, это наверняка неплохой автомобиль (все-таки современная китайская платформа, проверенные агрегаты). Но в текущих условиях, с такой репутацией бренда и при такой ценовой политике — шансов на успех практически нет.
Снова на те же грабли
Знаете, в чем главная проблема завода "Москвич"? Нет, не в том, что они перелицовывают китайские автомобили — с этого, между прочим, начинали многие. И даже не в том, что цены кусаются — сейчас вообще сложно найти по-настоящему бюджетный автомобиль. Проблема в том, что завод не может определиться, чего же он хочет.
Вот смотрите: сначала выкатили "бюджетный" Москвич 3 за 1,7 миллиона. Потом решили замахнуться на "премиум" с Москвич 6 за 3,2 миллиона. Теперь вот новый кроссовер, который непонятно для кого и зачем. А где стратегия? Где понимание своего места на рынке?
Да, предприятие было перезапущено в сложное время. Да, нужно было срочно что-то делать, чтобы сохранить производство и рабочие места. Но прошло уже достаточно времени, чтобы выработать внятную политику. А что мы видим?
Продажи падают катастрофически — с 3000 машин в марте 2024 года до 1200 в марте 2025-го. Дилеры вынуждены делать огромные скидки, чтобы хоть как-то разгрузить склады. А завод вместо того, чтобы разобраться с существующими проблемами, выпускает новую модель.
Что нужно делать? Да все довольно просто:
Первое — определиться с позиционированием. Хотите быть народным брендом? Отлично, но тогда цены должны быть соответствующие. Метите в премиум? Тогда нужно серьезно работать над качеством и имиджем.
Второе — прекратить играть в прятки с происхождением машин. Все и так знают, что это JAC. Почему бы не сделать на этом акцент? Мол, да, мы берем проверенную китайскую платформу, но адаптируем ее под российские условия.
Третье — реально заняться локализацией. Не просто перекручивать гайки на крупноузловой сборке, а действительно переносить производство компонентов. Тот же Haval уже делает двигатели в России, а что мешает "Москвичу"?
И самое главное — нужно научиться слушать рынок. Если люди не берут Москвич 3 даже со скидкой 300 тысяч, может, стоит задуматься — почему? Если Москвич 6 не может составить конкуренцию даже китайским седанам, возможно, проблема не только в цене?
А пока... Пока завод продолжает идти своим путем. Вот и Москвич 5 уже стоит на площадках, ждет окончания тестов. Сотни машин разных цветов, с неплохими характеристиками, современным оснащением. Но будут ли их покупать? Большой вопрос.
В любом случае, мы будем следить за развитием событий. Возможно, именно эта модель станет тем переломным моментом, который нужен заводу. Хотя, если честно, верится в это с трудом.
А что думаете вы? Есть ли шансы у нового Москвич 5 на успех? Или это очередная попытка впихнуть невпихуемое? Пишите в комментариях!