67

Ответ ksenobianinSanta в «Забытые колонии Русского Севера. Как выглядят опустевшие места лишения свободы строгого режима?»

Я на этой зоне был проездом. Ехал в Усогорск, за саженцами ёлочек. Май, 2018 год.

Дорога там полный пиздец, после Жешарта (тут, наверное, ошибка, после Айкино, а не Жешарта. 7 лет прошло, не помню уже подробности. Примечание через сутки после публикации) 200 км грунтов, плит, лежнёвки и прочей хероты.

Это далеко не самый хреновый участок. Была весна, с полей потекло. Когда ехал туда, через дорогу тёк ручей, а обратно я это место уже практически переплывал, вместо ручейка потекла бурная река.

Реку уже не фотал, не до репортажей было. Передо мной в эту промоину нырнул камаз, я посмотрел, что проезжее, и тоже ломанулся.

По дороге "туда" где-то под утро, в тумане, вдруг выплыли вышки и покосившийся забор.

Исследовать заброшку не стал, не очень приятное место, да и уставший уже был, не до того. Но на обратной дороге был уже днём, потому решил всё-таки залезть, поглазеть.

Вид с окна второго этажа.

Фото корридора не получилось. По этому корридору я протащил железный ящик, хотел его прибарахлить в машину, под кузов. Перекантовал его почти через всю контору, вытащил на лестницу, ведущую с улицы сразу на второй этаж, и спихнул его по этой лесенке.

Он два раза подпрыгнул и упал вместе с лестницей))). Остался я на втором этаже, без лестницы. Пошёл на первый этаж, высадил одну из рам и вылез. Дотащил ящик до кузова, а закинуть его в кузов так и не смог.

На обратном пути нашёл какую-то часовенку, стоит у дороги вот по таким координатам

В часовне могила и пара табличек

Если вас когда-нибудь потянет в Усогорск, сто раз подумайте, так ли вам необходимо посетить это место.

Показать полностью 13
383

Продолжение поста «Забытые колонии Русского Севера. Как выглядят опустевшие места лишения свободы строгого режима?»

Назвать условия проживания здесь вольными язык не поворачивается. В городке нет ни магазинов, ни аптек, и уж тем более больниц. Оставшееся здесь жить редкое население вынуждено добираться за продуктами на автомобиле - пешком не дойдешь, вокруг сплошные леса.

Умершие лагеря, умершие поселки... Еще долго они будут напоминать местным жителям о том, что когда-то здесь царили совсем другие порядки, а на огороженной и ощетинившейся колючкой территории и днем, и ночью кипела особая, неведомая многим жизнь.

И проезжающие по железной дороге поезда все еще грустно смотрят на сохранившиеся загоны, в которых раньше под строгим надзором конвоиров толпились заключенные, покорно ожидающие завершения своего очередного этапа...

Источник.

Показать полностью 3
2325

Продолжение поста «Забытые колонии Русского Севера. Как выглядят опустевшие места лишения свободы строгого режима?»

В бесконечность уходят ржавые рельсы. На них стоят могучие козловые краны и портовый кран. Они предназначены для погрузки и разгрузки леса в промышленных масштабах и оптимальны для работы с лесовозным транспортом.

Краны не используются уже много лет, но по прежнему выглядят готовыми к работе.

Особенно сурово смотрится место машиниста козлового крана. Здесь всего 3 рычага и жесткое сидение, от окон остались лишь небольшие бойницы - все остальное завешано. На деревянной "приборной панели" - маленькая икона.

Оценить масштабы заготовительных работ можно с высоты портового крана. Отсюда все видно как на ладони.

Но не лесом единым жили заключенные, отбывающее наказание на территории республики. Чтобы узнать о другом виде их деятельности, нам придется проехать еще несколько сотен километров и посетить колонию, закрытую несколькими годами позже, а потому пребывающую в чуть более уцелевшем состоянии.

В небольших ее цехах зэки занимались стандартным делом - кройкой и шитьем. Об этом говорит как уцелевший инвентарь.

Так и многочисленные заготовки, оставшиеся невостребованными после расформирования колонии.

Но не стоит думать, что контингент здесь был покладистый. На сохранившихся прикроватных табличках под черно-белыми фотографиями мелькают тяжелые статьи и солидные сроки.

В некоторых помещениях все осталось на своих местах. Вплоть до утюга в бытовом уголке и занавесках на шторах.

Сохранились и произведения местного искусства, выполненные руками заключенных, будь то шкатулки для мелочей или оформление красного угла под иконы.

Особо впечатлила библиотека - как ассортиментом, так и царящим порядком на полках.

К большому сожалению, за годы простоя многие книги пришли в негодность. Даже те, которые внешне выглядят нормально, успели пропитаться запахом плесени.

Бараки для заключенных, в отличие от предыдущего лагеря, построены из кирпича, поэтому время на них практически никак не повлияло.

Внутри царит небольшой творческий беспорядок, однако на месте и тумбочки, и прикроватные стульчики, и сами кровати, и даже кресла в комнате для просмотра мотивирующих телепередач.

Особого внимания заслуживают отхожие места. По понятным причинам они не оснащались дверями, а инженерные системы были смонтированы таким образом, чтобы у заключенных не было ни малейшей возможности нарушить их целостность и использовать в своих целях.

Чуть похуже дела обстоят в пищеблоке, но основное его содержимое - котлы, печи и холодильники - пока еще на месте.

На территории также присутствует храм, который особенно эффектно выглядит в лунном свете.

Тройной периметр зоны, несмотря на небольшие прорехи, по сей день смотрится агрессивно.

Того и гляди с вышки окрикнет бдительный часовой и с целью устрашения громко отправит патрон в патронник.

Вместе с колониями пустеют и городки, где когда-то квартировались военнослужащие внутренних войск, а позже сотрудники ФСИН, охранявшие заключенных.

Качество зданий и сооружений практически не отличается от того, что мы видели на территории колоний - строилось все одними руками, быстро, но добротно, на долгие годы эксплуатации.

Присутствуют даже детские площадки, правда и они выполнены по-лагерному.

Продолжение следует.

Показать полностью 25
886

Забытые колонии Русского Севера. Как выглядят опустевшие места лишения свободы строгого режима?

В России сосредоточено солидное количество исправительных учреждений, и подавляющее большинство из них расположено в северной части страны. Климат здесь далеко не райский, да и с транспортной доступностью существуют большие проблемы, поэтому заключенные могут в полной мере прочувствовать всю тяжесть совершенных ими деяний и сознательно вступить на путь исправления, дабы больше никогда не оказаться в этих суровых краях. Многие колонии функционируют на протяжении вот уже долгих десятилетий, но некоторые из них порой попадают под программу оптимизации и расформировываются. Постояльцев перекидывают в соседние лагеря, а закрытое учреждение, некогда вселяющее страх в сердца узников, доживает свой век в гордом одиночестве под строгим надзором охраны и местных жителей поселка, близ которого оно расположено - бывших работников и бывших сидельцев.

Сегодня я предлагаю вам вместе со мной побывать в опустевших и неэксплуатируемых колониях и посмотреть, что же здесь осталось от быта заключенных и от тех инструментов, которые использовались для исправления непослушных граждан, ступивших на кривую дорожку.

Республика Коми. Район, приравненный к Крайнему Северу. В этих местах невероятная красота уживается с суровыми погодными условиями - середина мая, а сугробы здесь и не думают исчезать. Данный край в числе прочих был выбран в свое время советским руководством для размещения здесь исправительных лагерей общего и строгого режимов, а также колоний-поселений.

Сперва заглянем на бывшую режимную территорию колонии строгого режима, расположенную в нескольких сотнях километров от Сыктывкара - столицы республики Коми. Сделать это не так сложно: деревянный забор прогнил и повалился, колючая проволока слетела, вышки пустуют, технические средства охраны демонтированы.

Как положено, первым нас встречает здание администрации. Оно смотрится как дорогая декорация к отечественному фильму. Сложно представить, что когда-то здесь кипела жизнь и вершились судьбы людей.

Однако намеки на это виднеются уже на подходе к зданию. "Внимание! Режимная территория!", - вещает самодельный плакат и кратко предупреждает о последствиях, которые неминуемо ожидают нарушителя строгих запретов.

Внутри деревянное здание не представляет особого интереса - все ценное давно вывезено, а интерьеры под воздействием природы и человека выглядят чуть более, чем уныло.

Однако если покопаться в забытых документах, то еще можно найти много интересного: акт осмотра ШИЗО, жалобу заключенного прокурору на произвол со стороны администрации и памятки, предназначенные для первоходов и их родственников.

В комнатах остались редкие элементы одежды заключенных и предметы мебели, выполненные их же руками.

В не менее печальном состоянии пребывает и здание клуба, где заключенные могли отдохнуть от повседневности.

Внутри осталось множество пустых коробок с логотипом «Почты России» и несколько книг, намекающих на наличие здесь неплохой библиотеки.

Деревянный ШИЗО, о котором шла речь в вышеупомянутом акте, давно демонтирован. Остался лишь страшный металлический коридор, по которому проштрафившиеся заключенные следовали в изолятор для отбывания наказания.

Демонтированы и бараки. Складывается ощущение, что через пару лет от лагеря не останется и следа. Местные жители этому несказанно рады - колония пользовалась дурной репутацией. Она считалась самой опасной на территории республики. Срок здесь отбывали отъявленные рецидивисты, которые вселяли страх даже в сотрудников администрации.

Очень интересно на фоне развалин выглядит церковь, расположенная в центре запретной зоны.

Она была возведена по инициативе осужденных и их же силами. Сруб, внутренняя и внешняя отделка и даже иконы - все это создано без привлечения специалистов с воли. Строительство выполнено без единого гвоздя.

Можно не верить в Бога, но чудеса в этом мире действительно существуют. Через несколько лет после того, как появилась церковь, исчезла зона. Вся та негативная энергия, которая здесь царила, выветрилась практически полностью. Место очистилось. А церковь продолжает стоять. За ее сохранностью следят местные жители, они же являются прихожанами.

Красотой деревянной церкви и ее элементами декора можно любоваться бесконечно долго.

Однако нам пора идти дальше. Давайте осмотрим лагерь с поста караульного на вышке.

Цепляясь за разбросанную повсюду колючую проволоку, все же удается залезть наверх. Отсюда зона выглядит еще более жутко.

Убранство поста довольно аскетичное - ничего, кроме стула, вращающегося на 360 градусов, здесь не осталось. Раньше в будке висели памятки по действиям часового в случае побега заключенных, но сейчас ничего этого уже не осталось.

С жилой частью граничит "промка" - то место, где приговоренные к наказанию трудились на благо родины. Коми - республика бескрайних лесов, поэтому труд многих заключенных связан с лесозаготовкой. Эта колония не являлась исключением.

На промзоне по сей день осталось множество единиц ржавеющей техники, ремонт которой осуществлялся руками зэков. Здесь присутствуют как привычные нам ГАЗы и ЗИЛы, так и неведомые ранее экземпляры тяжелой гусеничной и колесной техники, адаптированной под эксплуатацию в северных условиях.

Продолжение следует.

Показать полностью 25
Отличная работа, все прочитано!