Серия «Мотосоветы»

22

Убежать от дождя

Для ЛЛ: Мотоциклисту ехать под дождём очень некомфортно и, зачастую, опасно, поэтому мы всячески стараемся их избежать. Об этом мой пост.

Впервые карта погоды Яндекса помогла мне лет семь-восемь назад. Тогда я возвращался в Питер из Ивангорода, а небо передо мной было затянуто чёрными тучами, и стало очевидно, что сухим через них не прорваться. Однако посмотрел по Яндексу и увидел, что если ехать не напрямую на Красное село, а дать крюка через Копорье – то тучи останутся в стороне. Так и вышло. Больше часа справа от меня небо сверкало и грохотало, а я ехал по сухому асфальту. С тех пор Яндекс частенько помогает: увидел тучки впереди, глянул карту, заехал на заправку или в кафешку, пересидел час-другой, пока дождик пройдёт, и дальше поехал.

Убежать от дождя

А несколько лет назад получил другой опыт. Тогда неделя отпуска вышла у меня на позднюю осень, почти каждый день были дожди, но я очень хотел поехать куда-нибудь, всё равно куда. Начал искать сервис, который показывал бы осадки на карте на несколько дней вперёд и нашёл VentuSky. Посмотрел прогнозы и выехал из Питера на Новгород – единственное место в округе, где на завтра не обещали дождя. И на следующий день так же, и на следующий день снова. В итоге унесло меня к Золотому кольцу, где я больше недели каждый день переезжал из города в город и ни разу не попал под дождь.

С тех пор так и использую: VentuSky для прогнозов по осадкам на завтра-послезавтра, а Яндекс.Погоду – для анализа текущей ситуации и планов на ближайшие часы. Не люблю я дождевик, хотя частенько без него и не обойтись.

Показать полностью 1
12

Первый запуск после зимовки

Мой мотоцикл зимует в холодном гараже и процесс его оживления весной первое время был для меня очень непростым. Ну не хотел он сразу заводиться, крутил-крутил, чихал и кашлял, но ни в какую. А потом один знакомый механик открыл мне страшную тайну: даже самый хороший бензин за несколько месяцев неподвижного стояния в баке начинает расслаиваться. В результате в нижнюю часть бака оседают тяжелые фракции, которые не очень любят испаряться и гореть. Тоже происходит и в карбюраторе, куда вдобавок попадает конденсат со стороны воздушного фильтра. Если просто поставить аккумулятор, задействовать обогатитель и начать крутить стартер – цилиндры и свечи зальёт практически негорючей смесью и завести двигатель не удастся довольно длительное время.

Первый запуск после зимовки

Правильный порядок действий такой:

1. Перемешать бензин. Взять обрезок шланга, вставить в бак и аккуратно дуть в него ртом. Пузыри всплывают, бензин перемешивается. Проделать так по всему объёму бака, особенно тщательно в районе топливного крана.

2. Слить топливо из карбюратора. Для этого в его нижней части где-то есть штуцер и краник. Одели шланг, отвели его в бутылочку, открыли, подождали, закрыли.

3. Наполнить карбюраторы бензином из бака. Если кран механический – просто открываем, если вакуумный – снимаем шланчик со стороны карбюратора и создаём вакуум ртом; секунд 15 будет достаточно. Если топливо подаётся насосом – включить зажигание. И во всех случаях подождать полминутки, пока натечёт.

4. Повторяем пункты 2-3 ещё один или два раза, пока сливаемая из карбюратора жидкость не начнёт вкусно пахнуть бензином.

5. Не трогаем подсос, не крутим газ, просто даём стартеру повращать двигатель 10-15 секунд. Выключаем зажигание, выдыхаем, два-три раза читаем "Отче наш", складываем пальцы крестиком и…

6. Запускаем двигатель по стандартной схеме. У меня схватывает довольно быстро, сначала один цилиндр и через секунду другую подключается второй.

Показать полностью 1
104

Опытные туристы

Пересматривал я давеча фотографии из своего мотоархива и попалась одна весьма примечательная. Встретились мне тогда на заправке под Питером два мотоциклиста, которые в свой первый дальняк поехали. И всё бы ничего, но уж больно необычно они багаж с собой везли – в огромных туристических рюкзаках за спиной!

Опытные туристы

Подошёл я к ним и спрашиваю, мол, парни, а вы чего рюкзаки то на себя повесили, а не к сиденьям сзади прикрутили? А они мне и отвечают, что так-то туристы опытные, но на мотоциклах первый раз поехали, не знают ещё чего и как; а теперь чего уж, прицепить всё равно нечем, поэтому так дальше и поедем. Я говорю, так у вас же спины отвалятся, вы хоть лямки ослабьте, чтобы рюкзак не полностью на спине висел, а частично на сиденье стоял, так всё же полегче будет.

Попробовали, удивились, что так можно было, лайфхак оценили, поблагодарили и поехали дальше.

Показать полностью
507

Грязное дело

Никогда, слышите меня, никогда не ехайте на тяжёлом мотоцикле на дорожной резине по мокрой грунтовой дороге между колеями. Чуть что случится, а ножками до земли и не достать уже, и под правой, и под левой – колеи. И будет упс… А поднять мотоцикл, завалившийся в верхотуры в колею, да на скользкой глине, одному почти нереально.

Грязное дело

Нужно выбрать колею, которая поприличнее, и по ней ехать. Да, мокро и грязно, да смешно со стороны смотрится, как мотоциклист ножками перебирает, зато надёжно. Может и закопается колесо в глине, но мотоцикл упадёт вряд ли.

А сам то чего наверх полез? – спросит меня пытливый читатель. Отвечаю: вы не понимаете, это другое! :) Это я решил из правой колеи в левую перебраться, которая вроде посуше, и переоценил свои силы.

Показать полностью 1 1
110

На шаг вперёд

Сезон только начался, но всего за неделю мне на глаза попались три объявления: "Утерян кофр…", "Найден ключ от мотоцикла…", "Потеряна сумка с документами…". И каждый год одно и то же...

А почему бы не написать свой номер телефона на кофре? Почему бы вместо понтового брелока с логотипом не прицепить к ключу бирку со своим номером? Почему не вложить в портмоне с документами листок с контактами близких на всякий случай?

Это же так просто — подумать на шаг вперёд

На шаг вперёд
25

Мотоцикл и животные

Столкнуться на дороге с животным в путешествии на машине обычно не страшно; сбитый барсук или лиса оставят едва заметный след на бампере, ну разве что лось может хорошо помять капот и крышу. Для мотоциклиста же «встреча» даже с некрупным представителем фауны, как правило, заканчивается падением, поломками, травмами, и запросто может оказаться фатальной. Я поделюсь своим опытом подобных встреч и расскажу, как минимизировать ущерб.

Прежде всего нужно понимать, что помимо прочего, существуют три основных фактора, которые делают встречу с представителями фауны при езде на мотоцикле крайне опасной.

1. Мотоцикл маленький и быстрый. Птицы и животные, привыкшие вовремя сваливать с дороги при приближении автомобиля, оказываются в шоке от внезапно появившегося рядом мотоцикла и действуют резко и непредсказуемо.

2. При столкновении с животным мотоцикл, в отличие от машины, практически всегда падает. Чем это может закончиться – тут уж кому как повезёт.

3. На стоянке практически никакое животное не сможет причинить вред человеку, закрывшемуся в салоне автомобиля. Мотоциклисту прятаться негде.

Мотоцикл и животные

Лягушки, ёжики, лисы, аисты, много кто кидался мне под колёса, но сегодня я расскажу лишь о кошках и собаках.

Итак, кошки.

Они практически не встречаются за городом, не особо отсвечивают в городе, и наиболее опасны на узких дорогах в селах и деревнях. Увидев мотоцикл, кошки, как правило, замирают и прижимаются к земле, но в последний момент сильно пугаются и внезапно решаю сбежать. И вот здесь самое главное – кошка никогда не убегает вдоль дороги: если справа забор, кусты, канава или что-то подобное, она с очень высокой долей вероятности решит сваливать быстро и по открытой местности, т.е. через дорогу, прямо под колёса.

Поэтому с кошками всё однозначно: увидел кошку у края дороги – сразу тормози. Ну а если что-то пошло не так, если выскочила внезапно из ниоткуда – бей. Удар будет сильный, нужно подготовится, вцепиться коленями в бак и дать газу, чтобы разгрузить переднее колесо. Мотоцикл тряхнёт, но на скорости он устоит в любом случае. А кошек, да, очень жалко, но своя жизнь – дороже.

Собаки

О, это наша беда! За городом, в городе, где угодно мало какая собака позволит мотоциклисту безнаказанно проехать мимо, поэтому увидев её у дороги сразу готовимся. Нужно понимать, что собака – это уже крупное животное, и, если она попадёт под колесо, удержать мотоцикл скорее всего не получится. В редких случаях она, посмотрев на мотоцикл, отвернётся и продолжит свой путь, чаще собака начинает «охоту».

Она приседает и готовится к прыжку, причём целятся они почему-то всегда в переднее колесо. И здесь очень важно быть готовым. Некоторые в такой ситуации начинают ускоряться и смещаться в противоположную от собаки сторону, но очень часто это не помогает и собака влетает если не под переднее, то под заднее колесо, и высокая скорость делает своё дело. Наиболее эффективно в такой ситуации начать торможение, повернуть прямо на собаку, гудеть клаксоном и реветь двигателем. Практически всегда они пугаются и отказываются от атаки, оставаясь на месте, или убегая, поджав хвост.

Зачастую случается попасть под атаку собак на маленькой скорости, где-то во дворах или на разбитой сельской дороге. Быстро ретироваться здесь не получится, поэтому нужно отставить панику и помнить главное: мотоцикл не должен упасть. Пока мотоциклист в седле, собака сможет дотянуться лишь до нижней части ноги, а там у нас мотоботы и с ними ей не справиться. Поэтому спокойно, не обращая внимания на орущую вокруг стаю, едем своей дорогой; они полают, попрыгают и отстанут. И ещё интересный факт: в большинстве случае, если остановиться, опустить ноги и заглушить двигатель – агрессия одиночной собаки мгновенно пропадает.

Ещё много что могу рассказать по своему опыту про других представителей фауны, но это в следующий раз.

Показать полностью 1
55

Кое-что про цепи

Зашёл тут на одной площадке спор про цепи и я, накатавши за 8 сезонов более 230 тыс.км. и сменивши за это время 9 цепей, решил поделиться своим опытом. Итак, на дорожном мотоцикле, который не гоняет, но любит ездить по грунтовкам имеем (в среднем) следующее:

- Цепь JT (525Z3) ходит до 15 тыс.км. Сначала растягивается, потом держится, под конец жизни растягивается очень быстро и сильно.
- Цепь DID (525VX3) ходит в среднем 40 тыс.км. В процессе почти не тянется, к концу звенья начинаю клинить, цепь – громыхать.
- Звезды нужно менять при каждой смене цепи. Это аксиома.
- Звёзды JT нормальные, ведомая легко выдерживает 40 тыс.км.
- Ведущую звезду нужно менять дважды (я меняю на 20К), поскольку до конца пробега она не доживёт и её износившиеся зубья убьют ещё вполне живую цепь.
- Мазать всё равно чем, это вопрос религии, главное – мазать. По сухому не реже 1000 км., по мокрому чаще. После грунтовок – всегда; пыль вытягивает масло из цепи быстрее, чем его вымывает вода.
- Мазать нужно не железо, мазать нужно так, чтобы смазка попадала на сальники. И не ехать сразу, а постоять часик, пока она пройдёт и подсохнет.
- Мыть цепь нужно только если выезжаете на парад на Красной площади. В остальных случаях после езды по грязи достаточно протереть тряпкой или щёткой.
- И никогда нельзя перетягивать цепь. Это убьёт не только её саму, но и шлицы на вторичном валу. Пусть лучше цепь будет излишне провисать.

Кое-что про цепи
Показать полностью 1
45

Немного о белом1

Направили меня давеча из Питера в командировку в Нижегородскую область, и, совместив полезное с приятным, я поехал туда на мотоцикле. Ни о чём не жалею, но… Я очень тяжело переношу жару и эти четыре дня дороги под непрерывно палящим солнцем и при температуре +30 и выше стали настоящим испытанием и проверкой моей подготовки. Я оказался готов. Белый шлем и белая хоккейка поверх кроссовой черепахи создавая максимальную защиту практически не давали шансов солнцу нагреть меня своими лучами. А периодически выливаемая в шлем и за шиворот вода начинала работать как кондиционер, едва я трогался с места. Так и ехал по 700км в день с остановками на заправиться, попить и облиться. Но навстречу мне пролетали мотоциклисты либо в футболочках, либо в чёрных кожаных куртках, и мне было страшно за первых, и жарко за вторых. А как вы спасаетесь от солнца и жары на мотоцикле?

Немного о белом
Отличная работа, все прочитано!