АвтоВАЗ, активно сокращавший персонал в эпоху управления Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, столкнулся с уже хронической нехваткой рабочего персонала. Предпринятая же им попытка решить проблемы завозом рабочей силой из Средней Азии грозит обернуться грандиозным скандалом. АвтоВАЗ фактически стал играть роль фабрики для нового алгоритма легализации мигрантов. Легализовавшись, мигранты, которым Волжский автозавод оплачивает авиаперелет и патент под будущее трудоустройство, попросту растворяются на просторах страны.
АвтоВАЗ — крупнейший автопроизводитель в РФ. По итогам 2023 года компания выпустила 374 077 машин, продала 352 572 автомобиля, доля оценивалась в 35%. Все указывает на то, что 2024 год будет еще успешнее, за первые шесть месяцев уже продан 217 631 автомобиль.
Еще в 2014 году на АвтоВАЗе численность персонала превышала 55 тыс. человек. В 2015 году она снизилась до 48 тыс. человек. В 2020 году на автозаводе трудилось 34,2 тыс. человек, в 2021-2022 годах численность стабилизировалась на уровне 33,2 тыс. человек. Снижение персонала на автозаводе особенно активным было в период управления Альянса Renault-Nissan- Mitsubishi. В 2022 году альянс покинул РФ, на АвтоВАЗе перезапустили производство и начали искать рабочих. Официальных данных за 2023 год по численности персонала нет, но неоднократно объявлялось, что на АвтоВАЗе его не хватает.
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов публично рассказывал о десантах рабочих из других регионов РФ. В СМИ появлялась информация о командировках персонала с автозаводов в Санкт-Петербурге и Ижевске. Известно, что рабочих активно искали на Северном Кавказе. Например, на сайте Республики Ингушетия размещена информация о том, что на автозаводе «трудоустроено 22 жителя Ингушетии, а Северо-Кавказский топливно-энергетический колледж готовит студентов для целевого обучения на 125 мест с целью дальнейшего трудоустройства в АО «АвтоВАЗ» в г. Тольятти». На сайте Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики сообщается, что «проводится работа по информированию и привлечению безработных граждан и выпускников высших и профессиональных образовательных организаций, имеющих необходимую квалификацию (специальность), для трудоустройства за пределами Чеченской Республики, в том числе в структуры Акционерного общества «АвтоВАЗ». Аналогичное объявление можно найти на сайте Министерства труда и социального развития Республики Дагестан. На конвейере подрабатывают и инженерно-технические работники компании, ряд источников «СО» неоднократно рассказывали истории о том, как менеджеры, завершив свой день в управлении, продолжали трудиться на конвейере. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов весной 2024 года говорил о готовности использовать на конвейере труд осужденных.
На портале «Работа России» (Федеральная государственная информационная система Федеральной службы по труду и занятости) сообщается, что «АвтоВАЗ» «ведет массовый набор сотрудников на постоянную работу». Всего открыто 482 вакансии, ищут работников от слесарей до директоров направлений, от специалистов и операторов до ведущих инженеров и директоров бюро. Среди обещаний — «зарплата по основным рабочим профессиям от 56 000 до 66 000 руб.» и многочисленные бонусы, в т.ч. бонус-приветствие в размере 30 тыс. рублей, компенсация жилья иногородним в размере 15 тыс. рублей в месяц на срок до 24 месяцев. Уточняется, что ведутся «прием без опыта работы, обучение за счет работодателя». Рассказывается о социальном пакете, в который входят, например, скидки на автомобили Lada (до 10%) и компенсация стоимости санаторно-курортного лечения и отдыха (до 90%). Правда, портал «Работа России» заботливо обращает внимание и на то, что Государственной инспекцией труда выявлены нарушения, и на наличие несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Нехватку рабочих рук АвтоВАЗ частично компенсирует завозом персонала из стран Средней Азии. В сентябре 2023 года Агентство по внешней трудовой миграции Узбекистана заявляло, что совместно с АО «АвтоВАЗ» планируется отобрать до 1 тысячи граждан страны для работы на автозаводе. На сайте Представительства Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации размещена информация о вакансиях на АвтоВАЗе. Сергей Ильинский, официальный представитель АвтоВАЗа, отметил, что в компании работает некоторое количество мигрантов, но их процент невысок. Получить ответы на вопросы, какое число мигрантов работает на АвтоВАЗе и насколько оправданно использование этого трудового ресурса, «СО» не удалось. Ильинский утверждает, что «фокус в этой сфере делается на поиск новых сотрудников в Тольятти, Самарской и соседних областях».
Между тем нелицеприятные детали и алгоритмы практики привлечения мигрантов АвтоВАЗом официально раскрылись в ходе процесса в Автозаводском районном суде Тольятти. Там АвтоВАЗ судился с неким Уткирбеком Хошимовым.
Из материалов суда следует, что автозавод и Хошимов подписали соглашение о распределении расходов по организованному набору. В рамках соглашения АвтоВАЗ взял на себя выплату до 66 тыс. рублей под будущее трудоустройство мужчины. Во-первых, Хошимову оплатили авиаперелет, на это выделено до 35 тыс. рублей, билет обошелся в 24 тыс. рублей. Во-вторых, оформление патента. В этот пункт входили услуга по формированию и передаче пакета документов на патент, медицинское освидетельствование, тестирование на владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ, приобретение полиса ДМС, нотариальное удостоверение перевода паспорта, фотографирование, дактилоскопия и оплата комиссии за осуществленные платежи. За все это Волжский автозавод выплатил еще около 25 тыс. рублей. В-третьих, АвтоВАЗ взял на себя уплату первого авансового платежа по налогу на доходы физических лиц в размере 6 тыс. рублей. После получения патента Хошимов должен был в течение суток прибыть на автозавод для трудоустройства. После отработки в течение 12 месяцев расходы, потраченные АвтоВАЗом, считались бы возмещенными.
Соглашение предусматривает, что Хошимов должен компенсировать расходы предприятия в двух случаях. Во-первых, если не заключит трудовой договор или откажется приступить к работе без уважительных причин в течение 10 рабочих дней с момента получения патента. Во-вторых, если он «до истечения 12 месяцев работы уволился по собственной инициативе (по собственному желанию) или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации явились основанием прекращения трудового договора».
В итоге, согласно предоставленному отчету, на Хошимова потрачено 54 тыс. рублей, но траты оказались безрезультатными, мужчина подался в бега, он «не явился для трудоустройства на АО «АвтоВАЗ», место регистрации покинул».
На Волжском автозаводе с этим не смирились, пошли в суд, где требовали взыскать с несостоявшегося работника более 56 тыс. рублей (траты плюс пошлина). Хошимов ожидаемо в суд не явился, дело рассмотрено без него, вынесено заочное решение. Получается, что АвтоВАЗ заплатил 56 тыс. рублей только ради того, чтобы пополнить армию нелегальных мигрантов в РФ Хошимовым.
Исполнение решения суда представляется проблематичным. «Сначала могут предприниматься попытки исполнения за счет имущества, находящегося на территории РФ, в первую очередь денежных средств на счетах в РФ. Исполнение за счет имущества, находящегося за пределами РФ, происходит через процедуру признания решения и разрешения принудительного исполнения компетентным органом иностранного государства», — рассказывает «СО» партнер Адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» Лилия Дмитриева.
Она отмечает, что со странами СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. «Как правило, обращение возможно либо непосредственно в компетентный суд иностранного государства, либо в российский суд, который вынес решение по делу в первой инстанции и который направляет ходатайство суду иностранного государства, компетентному вынести решение. Если нет международного договора о двусторонней помощи, тогда взыскатель сам обращается непосредственно в суд иностранного государства с заявлением о признании и принудительном исполнении решения, вынесенного российским судом», — уточняет Дмитриева.
Между тем история с Хошимовым, как удалось выяснить «СО», — лишь верхняя часть айсберга. Только с 11 по 28 июня АвтоВАЗ подал сразу 16 исков о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, среди ответчиков — Шохзод Нарзуллаев, Кудрат Гозиев, Фарход Тиркашев. Бежали ли эти работники уже после заключения трудовых отношений или просто успели нанести вред АвтоВАЗу — непонятно.
Источники «СО» на АвтоВАЗе подтверждают, что персонал, ввезенный из Средней Азии, разбегается. Масштабы неизвестны, но можно говорить о том, что ВАЗ стал еще одним посредником ввоза и легализации мигрантов из Средней Азии в Тольятти. По оценкам собеседников «СО» на АвтоВАЗе, из условных 1000 ввезенных мигрантов в течение месяца после получения патента отсеивается от 100 до 200 человек. Иски в суд являются попытками хоть как-то изменить ситуацию.
Депутат Государственной думы по избирательному округу от Тольятти Леонид Калашников подтвердил «СО», что «проблема с ввезенными на ВАЗ мигрантами носит серьезный характер», и сообщил, что «проводятся совещания с участием правоохранительных органов». «АвтоВАЗ работает добропорядочно, они организованно привозят людей, размещают, помогают с патентами. А мигранты после получения патента убегают. И при этом они не являются нарушителями, они находятся на законных основаниях в России. Я считаю, что нам надо идти по пути Объединенных Арабских Эмиратов, которые ввозят мигрантов под конкретный проект. Так и тут должно быть — выдали ограниченный патент, в рамках которого разрешается только работать на АвтоВАЗе. Нарушили — на выезд из России, нет — работайте», — пояснил «СО» Калашников.