Реконструкторы против геймдева: игры о викингах
Вступление
Эпохой викингов принято называть период мировой истории с IX по XI век, когда норвежцы, датчане и шведы ввиду ряда геополитических предпосылок начали активную экспансию за пределы Скандинавского полуострова. Они торговали и грабили, открывали новые земли, способствовали культурному обмену между десятками народов. Викинги дошли до Северной Африки на юге и до берегов Северной Америки на западе. Правящие династии Европы веками носили в себе скандинавскую кровь.
Важность эпохи викингов для мировой истории трудно переоценить, слишком масштабен вклад скандинавов в развитие средневековой Европы. Поэтому неудивительно, что данный исторический период популярен не только в кинематографе (о чем мы говорили на предыдущем стриме), но и в индустрии видеоигр. Сегодня мы остановимся на играх для персональных компьютеров. Едва ли получится рассмотреть все, слишком уж их много. Но мы постараемся сфокусироваться на знаковых тайтлах, представляющих основные игровые жанры и наиболее популярных.
На стриме (ссылка выше) с нами Евгений Егоров, один из руководителей брянского клуба исторической реконструкции «Skogsmark». Клуб занимается восстановлением материальной культуры Руси и ее соседей (включая скандинавов) периода IX-XIвека, то есть как раз эпохи викингов. Кстати, Евгений вместе со своим клубом помогал в организации минувшего турнира по историческому и спортивному фехтованию, поэтому в финале нашей беседы мы его обязательно расспросим об этом мероприятии.
О чем пойдет речь
Сразу о главном – к настоящему моменту нет ни одной видеоигры, которая воссоздавала бы культуру викингов на таком уровне, чтобы не вызвать вопросов у историков и реконструкторов. При этом очевидно, что стопроцентного соответствия историческим реалиям мы не можем добиться в принципе. Причин много, но важна лишь одна.
Как наглядный пример – верхняя одежда викингов. У нас практически нет археологических находок такой одежды. Я имею ввиду целых находок. Есть фрагменты (например, из захоронений в Хедебю), которые классифицируются именно как верхняя одежда из плотной шерсти. Ряд находок определяют как верхние рубахи, другие называют кафтанами или куртками. Есть варианты с пуговицами встык, есть запашные без пуговиц, а есть такие, которые надевались, как нижние льняные рубахи, через голову. Но, повторюсь, эти находки крайне фрагментарны, они не позволяют с полной уверенностью воссоздать оригинальный внешний вид исходного предмета одежды.
Порой помогают альтернативные источники. Например, на руническом камне из Хуннестада присутствуют изображения воинов в некоей запашной верхней одежде, которая подходит по внешнему виду к тем шерстяным фрагментам, которые обнаружены в Хедебю. И захоронение и рунический камень датируются IX веком. На основании обоих источников реконструкторы, занимающиеся эпохой викингов, воссоздают разные варианты куртки.
Реконструкторы выходят из положения, используя помимо изобразительных источников находки на ближайшие эпохи, например – на вендельскую и на ранние крестовые походы. На их основе делаются выкройки одежды на эпоху викингов. Безусловно, тут доступны определенные вариации, но именно, что вариации, а не фантазии.
Этот пример хорошо показывает, что в плане точного воспроизведения исторического предмета одежды допустимы определенные и даже существенные вариации, исходя из элементарного недостатка сведений. Вот с оружием и доспехами проще – тысячи копий, топоров и мечей эпохи викингов неплохо сохранились и активно исследуются археологами. Есть фрагменты кольчужного доспеха из захоронении в Хаусбигде и Хьортспринге. Есть элементы пластинчатой корпусной брони (ламелляр из Бирки). С бытовыми предметами никаких проблем, находок масса – от бытовых котлов до латунных ухочисток.
Получается, с одной стороны, определенные вариации во внешнем виде допустимы и даже закономерны. С другой – мы точно знаем, какими мечами и копьями сражались викинги. Мы точно знаем, какие они носили доспехи и с какой частотой эти доспехи встречались. Благодаря хроникальным документам (вроде Англосаксонской хроники) мы даже знаем характерные тактические приемы скандинавов. Суммы этих знаний вполне достаточно, чтобы воссоздать аутентичный образ, максимально приближенный к историческим реалиям.
Немного систематизации
В предыдущем стриме мы определили причины неисторичности большинства фильмов о викингах. Дублировать те рассуждения нет смысла, поэтому лишь перечислю сами причины:
анахронизм (перенесение современных стереотипов на реалии эпохи);
авторский взгляд (когда фантазии автора подменяют исторические факты);
стилизация вместо реконструкции (попытка «улучшить» исходный исторический объект для придания ему больше зрелищности);
стремление к кинематографичности (попытка завлечь зрителя масштабом и пафосом, которых исторически не могло быть).
Я вспомнил эти тезисы потому, что в играх, где действие происходит в эпоху викингов, историчность, то есть соответствие реалиям выбранного времени, отсутствует по тем же причинам. Ведь игры, как и фильмы, это продукт массовый. Если он массовым не будет, то не будет и коммерчески успешным. Поэтому нужны костюмы и вооружение не реальные, а эффектные (на взгляд разработчика и геймера). Нужен масштаб и пафос, самая условная стилизация и, конечно, анахронизм.
Результат – культурные несоответствия разной степени забавности (или грустности), неаутентичные предметы и технологии, и зачастую – элементарное отсутствие здравого смысла. Как, например, в случае с рогатыми шлемами. И ведь, что удивительно, до сих пор есть немало людей, которые уверены, что такие шлемы у викингов были. На деле их, разумеется, не было.
Есть находка кельтского шлема II века до нашей эры (то есть за тысячу лет до эпохи викингов). Называется он шлем Ватерлоо, и у него действительно есть рога. Только это шлем церемониальный, а не боевой. Еще иногда вспоминают изображения рогатых шлемов на Котле из Гундеструпа. Это тоже кельты, Iвек до нашей эры, и там вообще фэнтези, потому что рога оленьи.
На стриме про фильмы мы приводили классификацию Ивана Семьяна, что позволило систематизировать наш разговор и получить более рельефные выводы. Сегодня никаких классификаций не будет.
Во-первых, чтобы не плодить сущностей. Во-вторых, когда я попытался хоть как-то классифицировать игры про викингов, получилось, что все их можно разделить на два весьма условных типа – фэнтези со скандинавскими мотивами и попытка реконструкции эпохи. При этом ко второму типу я смог отнести лишь три игры из двадцати шести. Так что типологизация здесь и правда будет лишней.
Rune
Год выхода: 2001
Жанр: эшен от третьего лица
Легендарная «руна» вся собрана на стереотипах, но с душой. На свое время аналогов в жанре по сеттингу не имела, сейчас интересна разве что ностальгирующим олдфагам. В наличии рогатые шлемы и огромные двулезвийные топоры. Казалось бы – достаточно, но матчасть по мифологии разработчики постарались проштудировать, поэтому атмосфера удалась.
Конкретно в плане реконструкции тут не о чем говорить. Все очень «условно викингское». Но базис есть – те же круглые щиты, рунные камни, лангшипы. Причем, я имею ввиду оригинальную Rune, а не ту, что сейчас можно купить в Steam под названием Rune Classic. Это упрощенный и ухудшенный непонятно зачем вообще выпущенный вариант.
Rune II
Год выхода: 2020
Жанр: эшен от третьего лица с крафтом и открытым миром
В плане общей фэнтезийности мира с первой части ничего не изменилось, ни о какой реконструкции речи не идет. Боги, рогатые шлемы, руническая магия. Добавился большой открытый мир, эпические боссы, море крафта. И вроде даже персонажи есть колоритные, и озвучка хороша. Но графика для 2020 года удручает, баги удручают, а главное – не свело олдскулы и ньюфагов удивить не удалось. Потому что без души. Вердикт по опусу – не рекомендован (в отличие от первой части).
Vikings – Wolves of Midgard
Год выхода: 2017
Жанр: РПГ, экшен от третьего лица, слэшер
Элементы реконструкции присутствуют и с матчастью разрабы поработали. Пара моментов откровенно согрела душу. Например, самая высокая сложность называется «Эйнхерий» (в скандинавской мифологии это элита Одина, набранная из павших воинов). Архетипы персонажей аутентично привязаны к богам. Например, архетип Тюра сражается мечом и щитом (Тюр был однорук, вторую ему откусил Фенрир), а архетип Скади – это классический лучник (у скандинавов Скади – богиня охоты, ее традиционный атрибут – лук).
Путешествуем мы по мирам Иггдрасиля, включая Мидгард, Нифльхейм, Хельхейму. Локации колоритные, со своими механиками, обоснованными мифологически. Например, в Нифльхейме на открытом пространстве немудрено замерзнуть, спасают костры. Поселение игрока неплохо стилизовано, смотреть приятно. Проблемы у Vikings – Wolves of Midgard ровно две – баги и сюжет. По итогу: не шедевр, но Вальхаллой повеяло.
For Honor
Год выхода: 2017
Жанр: файтинг, экшен, мультиплеер
В свое время я подарил игре 350 часов жизни. И не жалею. Действительно крутой файтинг с весомой претензией на реализм и эффектной хореографией (особенно на добиваниях). Механики простые, но сложные… Да, тут проще поиграть, чем объяснить.
В игре несколько фракций, конкретно по викингам ситуация двоякая. С одной стороны, есть, например, персонаж хольдар. Хольдарами (или хольдами) в раннесредневековой Скандинавии называли бондов (свободных фермеров) с наследным правом на землю. Зачастую в сагах слова «викинг» и «хольдар» используются как синонимы. В For Honor хольдар – здоровенный бычара с двуручным топором. Топор не двулезвийный, что уже радует. В оригинале он называется Dan Axe, Датская секира. Так же называется реально существующий тип скандинавского двуручного топора.
И в то же время у замечательного хольдара шлем с рогами, а на поясе висят бедренные кости поверженных врагов. Одежда и доспехи у фракции вообще максимально несуразные. Хотя попытки стилизации есть. Например, некоторые шлемы Вождя выглядят близко к Вендельским шлемам, а Горец (шотландский хайлендер) вооружен двуручным мечом со стоковой гардой, по форме дублирующей гарду традиционного шотландского клеймора. И орет он что-то на гэльском.
В общем, антураж присутствует в значительном объеме. Жаль, фэнтези многовато. И порог вхождения чудовищно высок. Поэтому пробовать только на свой страх и риск.
A Total War Saga: Thrones of Britannia
Год выхода: 2018
Жанр: пошаговая стратегия, тактика в реальном времени
По механикам разъяснять нет смысла, это типичный Total War. И это первая игра в нашем списке, которую я бы отнес к типу «попытка реконструкции эпохи». Потому что и викинги, и саксы, и гэлы здесь чудо как антуражны. У викингов шлемы – норманки и гьёрмы, то есть так, как должно быть. Мечи – качественная стилизация каролингов, у многих датские секиры. Даже шерстяные плащи и верхние рубахи отрисованы аутентично.
Не обошлось, конечно, и без моментов, для глаза реконструктора забавных. Например, вендельские шлемы и вендельские щиты. Причем это конкретные реконструкции, четко по археологическим находкам вплоть до формы и расположения накладок. Вот только это на эпоху раньше, такие шлемы и щиты исчезают к концу VIII века. Но, учитывая качество моделек, я лично с этим готов мириться. Потому что разработчики однозначно приглашали историков и честно старались. В принципе, историчность – фишка всей серии.
Ancestors Legacy
Год выхода: 2018
Жанр: стратегия в реальном времени
Тут все так же хорошо, как у «Тронов Британии». Викинги почти всегда в адекватных доспехах, в наличии круглые щиты с кулачным хватом, датские секиры, шлемы вроде норманок и гьёрмов. Реконструкторский взгляд режут разве что шкуры на плечах, а берсерки, забрасывающие противника топорами, заставляют вполне искренне улыбаться. Но это нюансы на фоне общего антуража, который на уровне.
А когда присматриваешься, как юниты сражаются, открывается новый мир. Потому что они не просто тычут друг в друга оружием. Например, парень с бродексом грамотно отводит вражеское копье в сторону и на подшаге раскраивает череп противнику, который естественно не успевает отступить. Вот это грамотная реконструкция. Вот поэтому я в Ancestors Legacy прошел все сюжетки. Которые, кстати, основаны на реальных исторических событиях.
Expeditions: Viking
Год выхода: 2017
Жанр: РПГ с пошаговыми боями
Это однозначно мой топ. Антураж не безупречен, но лучше я не видел. Викинги, англосаксы и пикты хороши – одежда, оружие и быт во многом аутентичны. Но что меня действительно поразило – это воссоздание культурных особенностей. Рабы зовутся трэллами, ритуалы – блотами, поединки чести – хльмгангами, а вожди общин – годи. То есть так, как они назывались в эпоху викингов.
Единственный вид местной магии, доступной мужским персонажам, это гальдр. У скандинавов так назывались песнопения или крики, которые должны были оказывать некий магический эффект. В отличие от спа и сейда, являвшихся прерогативой женщин, гальдр был единственной эзотерической практикой, доступной мужчинам. И такие вот моменты в игре встречаются на каждом шагу.
Пошаговая боевка с гексами тоже отлично смоделирована – копье бьет через ряд, топором можно отбросить в сторону щит противника, раскрыв его. Кстати, можно поставить стену щитов (скьялборг), которая всем даст бонус к защите.
Есть, правда, перегибы, вроде навыков владения кинжалами, которые отдают явной фэнтезийностью (хотя они реально бесполезны, так что все честно). Еще наводят грусть незавершенные квестовые цепочки. Но на общем фоне это сущие мелочи. По моему скромному мнению, Expeditions: Vikingближе всех подобралась к статусу игры-реконструкции по эпохе викингов.
Mount & Blade: Warband – Viking Conquest
Год выхода: 2014
Жанр: ролевая игра, стратегия
В дополнении представлены все базовые механики оригинальной игры, плюс парочка новых, например, управление лангшипом. На огромной карте Британии, Дании и Норвегии с тремя сотнями городов можно повстречать Харальда Прекрасноволосого, Ивара Бескостного, Альфреда из Уэссекса и других исторических персонажей эпохи викингов.
По антуражу спорно. В целом, это фэнтези. Но не в смысле «магия и драконы», а в смысле, что доспехи, оружие и быт здесь – довольно грубая стилизация. То есть, например, к кольчуге никаких претензий, она и в Муспельхейме кольчуга. Но шлемы, обувь, одежда – тут зачастую исторических аналогов либо вообще нет, либо они едва угадываются. Исключая шлемы типа Гьёрмундбю и рубахи по мотивам находок из Бирки/Хедебю – они тут повсеместны и сделаны неплохо. В остальном много вопросов.
Mount& Blade II: Bannerlord, которая сейчас в раннем доступе, тоже далека от идеала, но у нее все значительно лучше – многие элементы доспехов и оружие имеют исторические аналоги, причем порой это не стилизация, а качественная реконструкция. Особенно актуально для пользовательских модов, которых масса – от норманов до тамплиеров.
Assassin’s Creed Valhalla
Год выхода: 2020
Жанр: РПГ, экшен, стелс
Чуда не произошло. То есть как «очередная часть ассасина» игра ничего. Но реконструкции здесь нет, совсем. Есть попытка, и довольно слабая. Оружие и доспехи – грубая стилизация. Бродекс фэнтезийного размера, есть боевой молот а-ля Мьёльнир (вот теперь и правда достаточно). Добивания, конечно, красивые, но даже не уровня For Honor.
Местами что-то проскальзывает вроде подвески в форме Молота Тора и характерных черепаховидных фибул в женском костюме. Но, во-первых, эти элементы негодно стилизованы. Во-вторых, они единичны и попросту теряются на фоне откровенной фантастики, к реальности отношения не имеющей.
В общем, Ubisoft Montreal сваяли шаблонную видимость эпохи викингов, даже не попытавшись углубиться в тему. И это печально.
Серия The Banner Saga
Год выхода: 2014, 2016 и 2018
Жанр: РПГ с пошаговыми боями
Серия во многом не имеет аналогов. И как тактика хороша и с ролевым отыгрышем все в порядке. А рисовка, ммм… Но не реконструкция ни в одном из аспектов. Это чистое фэнтези со скандинавскими мотивами.
Хотя на самом деле таковых мотивов тут довольно мало. Они прослеживаются в именах (например, Эйвинд), титулах (тан Скогр), ландшафтах. Одежда и быт не столько скандинавские, сколько в целом «средневеково-европейские». Лор у мира строго самобытный. Получается, от эпохи викингов тут почти ничего нет. Но серия топ, без сомнений.
Titan Quest: Ragnarök
Год выхода: 2017
Жанр: РПГ, экшен, слэшер
Очередное дополнение к несравненной Titan Quest забрасывает игрока на Север Европы. И хотя название Ragnarök отсылает к скандинавам, от них здесь не так уж много. (Опять же) ландшафты, вёльва, магический котел и немного лора (например, в наличии Иггдрасиль).
Еще есть новое мастерство, которое называется «Мастер рун». При кастах заклинаний на земле появляются руны общегерманского футарка и реально существовавшие символы – гальдраставы. В частности я заприметил эгисхьяльм («шлем ужаса»). В этом варианте символ действительно встречаются в исландских средневековых гальдрабоках (гримуары такие).
От кельтов и германцев немного стилизованного антуража вроде клетчатых тканей и характерных щитов. На этом все. Но Titan Quest ни на что и не претендует, он без всякой реконструкции хорош.
Hellblade: Senua’s Sacrifice
Год выхода: 2017
Жанр: атмосферный эшен
Шедевром я этот тайтл назвать не могу, но история бедняжки Сенуа и правда цепляет. Атмосфера и психологизм – не просто плюсы игры, по этим показателям с ней даже близко нечего поставить. В плане реконструкции материальной культуры попаданий нет, все мимо. И пиктов мимо и викингов. А вот лор – он основан всецело на скандинавской мифологии.
Зачином сюжета служит нападение викингов на Оркнейские острова в конце VIII века (что реально имело место). Возлюбленного героини, сына пиктского вождя, казнят не иначе как кровавым орлом и вполне себе антуражно. Героиня (Сенуа) по этому случаю отправляется в Хельхейм (мир мертвых у скандинавов), где встречает Хелу, Суртра, Вальравна и Гарма – одноименных персонажей скандинавских мифов.
Причем путешествие Сенуа не просто основано на фольклорных мотивах средневековой Скандинавии. Оно дублирует оригинальные сюжеты! Например, в Хельхейм ведет мост Гьялларбру, охраняет его чудовищный пес Гарм, а меч Одина зовется Грам и он способен сразить любого. Все это на 100% соответствует текстам древнескандинавских саг. Ну и руны из общегерманского футарка. Так что с точки зрения мифологического пласта повествования это отличная реконструкция.
Dead in Vinland
Год выхода: 2018
Жанр: ролевая игра, стратегия, выживание
Название отсылает нас к «Саге об Эйрике Рыжем» и «Саге о Гренландцах», где упоминается, как викинг Лейф Счастливый ориентировочно в 1000 году открыл Северную Америку (предположительно Ньюфаундленд, который он и назвал Винлендом).
Герои игры – условные скандинавы, что отражено в именах (Эйрик, Сольвейг, Гудрун) и их внешнем виде. Внешний вид – ни в коей мере не реконструкция, но стилизован в достаточной степени, чтобы узнать, скажем, хангерок (тип верхней одежды у скандинавских женщин эпохи викингов) или ташку (вид поясной сумки). То есть помимо саг разработчики все же немножко посмотрели и научную литературу по археологии раннесредневековой Скандинавии.
Плюс традиционные круглые щиты викингов, и у Эйрика я заметил меч, явно стилизованный под каролингский клинок Типа S по типологии Яна Петерсона. Такие викинги тоже использовали. Антуража добавляют вездесущие руны и разнообразные мифологические персонажи (например, Фрея).
Резюмируя, попыткой реконструкции игру назвать не получится, но, повторюсь, с матчастью разработчики в значительной мере ознакомились. Получилось отличное фэнтези на тему.
Упомянуть нельзя пропустить
· Viking: Battle for Asgard – старенький слэшер, где от викингов только такие слова как «Асгард», «Фенир», «Один» и дальше по списку.
· Beowulf: The Game – на свое время очень даже задорный экшен по мотивам англосаксонского эпоса «Сага о Беовульфе». По антуражу – как фильм Земекиса, то есть – сугубое фэнтези.
· Vikings: The Strategy of Ultimate Conquest – вспомнил только потому, что играл в нее 20 лет назад. На свое время была неплохая стратегия, стилизация под викингов местами честная.
· Valheim – не мог не упомянуть, потому что тайтл нашумевший. Как реконструкция – никакая, как стилизация – местами вполне (Гьёрмы узнаваемы).
· Valnir Rok Survival RPG– в контексте нашей темы можно сравнить с Valheim. Круглые щиты, «типа рунные камни», условные лангшипы.Не более.
· Northgard – весьма и весьма качественная стратегия в реальном времени по мотивам скандинавских мифов. На самом деле, по очень отдаленным мотивам.
· Jotun: Valhalla Edition– шаблонный, но колоритный инди экшен, где от скандинавской мифологии больше, чем в половине упомянутых здесь игр.
· Valhalla Chronicles– старенький ролевой экшен с неплохим антуражем, в свое время был интересен.
· Loki: Heroes of Mythology – младший брат Titan Quest, о котором все справедливо забыли. Был сам Локи, был Йормунганд, и… пожалуй всё.
· War of the Vikings – ныне почивший сессионный экшен о противостоянии викингов и саксов. А потенциал был.
· Apsulov: End of Gods – техномифологический инди хоррор, где Иггдрасиль – это система подпространственных переходов, а Фенрир – неудавшийся эксперимент Локи. У игры отменный антураж и уникальный лор на стыке эддических мифов и смелой научной фантастики. Не шедевр, но к ознакомлению крайне рекомендовано.
· Bad North, Tribes of Midgard и Valhalla Hills – каждая по своему хороша, каждая так или иначе касается темы викингов, но в лучшем случае речь идет об отдаленной стилизации с массой шаблонов (вроде двулезвийных топоров и рогатых шлемов).
· VALHALL: Harbinger – позиционируется как Viking Battle Royaleс Мьёльниром в роли супер-оружия. Саундтрек атмосферный. Но пока это пре-бета, так что оценивать нечего.
Заключение
Как я и сказал в начале, попыткой реконструкции эпохи викингов можно честно назвать лишь три игры – A Total War Saga: Thrones of Britannia(что ожидаемо), Ancestors Legacy и Expeditions: Viking. Если вам этот исторический период импонирует и есть желание позалипать вечерами во что-то действительно интересное, сотворенное с душой и знанием дела, сии тайтлы – то, что нужно.
Остальные игры из нашего списка тоже хороши (кроме Assassin’s Creed Valhalla, мое самое большое разочарование). Rune – классика во всех смыслах, Hellblade: Senua’s Sacrifice подарит незабываемый опыт, а в For Honor я бы до сих пор зарубался, было б время… Но что это впереди? Новогодние выходные? О, ну теперь вы знаете, что делать!..
Телега с анонсами и чатом
Чтоб тебя!
Press T to Pay
Чтобы пополнить баланс любимой игры, не надо танцевать с бубном и читать заклинания. Достаточно зайти в приложение или личный кабинет Т-Банка: пара кликов — и оплата прошла!
Оплачивайте игровые сервисы через Т-Банк: это быстро, просто и безопасно.
Реклама АО «ТБанк», ИНН: 7710140679
Когда сказали, что стратегиям не хватает динамичности
Спасибо за внимание)
Почему бесплатные промокоды перестают быть выгодными, если вы покупаете онлайн регулярно
Большинство промокодов работают одинаково: один раз, для нового аккаунта или «поймай, если повезёт».
Если вы заказываете продукты, товары с маркетплейсов, лекарства или зоотовары несколько раз в месяц, такая модель быстро перестаёт экономить деньги. Скидки либо не работают, либо заканчиваются после первой покупки.
Поэтому мы сделали Пикабонус — подписку с промокодами для регулярных покупок, а не разовых акций.
В чём суть
Это не история про «удачно поймать скидку».
Это про то, чтобы платить меньше каждый месяц, покупая то же, что вы и так покупаете.
Чем предложения Пикабонуса отличаются от обычных промокодов
скидки по ним выше, чем по бесплатным купонам из открытого доступа;
они работают для постоянных, а также для новых покупателей;
в ряде категорий один и тот же промокод можно использовать несколько раз.
Проще говоря: это не разовые «плюшки», а инструмент для регулярной экономии.
Как это выглядит на практике
Пикабонус делает покупки не только выгоднее, но и проще: вместо того чтобы часами искать неработающие коды, которые не получится применить, вы получите подборку готовых эксклюзивных скидок выше рынка, которых нет больше нигде.
продукты, аптеки, маркетплейсы, зоотовары и другие повседневные категории;
подписочные скидки выше стандартных бесплатных;
разница между обычной скидкой и подписочной часто перекрывает 199 ₽ уже с первой покупки.
Если вы покупаете онлайн 2–3 раза в месяц, подписка, как правило, начинает окупаться сразу.
Сколько стоит
199 ₽ в месяц.
Не за доступ к списку предложений, а за более выгодные условия на регулярные покупки.
ПОДПИСКУ МОЖНО ОТМЕНИТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ.
Важно понимать
Мы не обещаем, что подписка всегда и во всех ситуациях будет выгоднее любых акций в интернете. Иногда в открытом доступе действительно появляются удачные предложения.
Наша задача — поддерживать набор промокодов так, чтобы в среднем подписка давала больше выгоды, чем бесплатные купоны, если вы покупаете регулярно.
Кому это подойдёт
если вы часто ищете промокоды перед покупкой;
если заказываете в одних и тех же магазинах;
если хотите понятную и предсказуемую экономию, а не разовые удачи.
Если интересно посмотреть, в каких магазинах можно сэкономить и оценить, есть ли в этом смысл именно для вас — вот ссылка.
Пользоваться или нет — решать вам.
Незаменимый помощник для автомобиля
В феврале этого года мы купили автомобиль любимой марки) через неделю нас ожидали суровые морозы (для средней полосы -40 это сильно) и сюрприз в виде отказывающейся заводиться машины. Нет, дело было не в акб-его поменяли сразу, а в датчике, который при температуре ниже -35 просто не даёт запустить мотор. С горем пополам отогрели машину и все морозы бегали по ночам прогревать ее, чтобы мотор не успевал полностью остывать.
К слову, вот она-наша малышка на V8, чья особенность это неприязнь к морозам.
Естественно начали задумываться, что сделать, чтобы ночные гуляния прекратились и мотору вред не сильно наносился. Хотели поставить сигнализацию с автозапуском-но иммобилайзер на этих моделях может в легкую стороннюю сигналку отрубить и в машину доступа не будет.
Ну и так как наша работа это установка доп.оборудования на автомобили-решили далеко не искать и поставить предпусковой подогреватель.
Штатно на эти BMW шли подогреватели webasto, но оригинальные уже устаревшие, купить можно только б/у и в случае неисправности-выкинешь котёл и деньги на ветер. Новые стоят накладно, да и сейчас на них есть дефицит. Решили ставить Бинар. И вот недавно мы загнали малышку в тёплый бокс, отогрели от Морозов и все таки поставили помощничка))
Не нужно пугаться данного расположения-у V8 мотор занимает достаточно много места под капотом и штатно подогреватели ставились именно за крылом)
Предотвращая вопросы скажу сразу-идёт погрев охлаждающей жидкости в автомобиле, подключается это все в патрубки, топливо берет из б/бака. АКБ не высадит - стоит защита)
Т.к идёт прогрев антифриза по всей системе-им же немного нагревает и масло в моторе, а ещё салон (если подключить).
В общем мотору работу мы облегчили (он теперь запускается не на -10, а на 20-25 градусах), бензин получается экономнее, выбросов выхлопа меньше)
П.с. Я думала людям интересен будет опыт установки такого плана оборудования на автомобили (на Пикабу такого нет), а оказывается вам более интересно обсирать выбор других и предлагать решения, не касающиеся вас. Если хотите хейта-идите в другие темы пожалуйста.
Купить аккаунт Фортнайт: полное руководство по оплате для игроков
Купить аккаунт Фортнайт — одна из самых популярных задач среди игроков, которым нужен доступ к редким скинам, высоким уровням, эксклюзивным боевым пропускам или большим коллекциям косметики. Рынок аккаунтов огромный, но вместе с этим возникает вопрос безопасности, надёжности продавцов и корректной оплаты, особенно если вы хотите сразу разобраться, как правильно выбрать платформу и избежать мошенников. Также многим важно знать, как далее покупать V-баксы, оформлять подписку «Отряд Фортнайт» или безопасно купить Вбаксы на ПК Фортнайт.
Чтобы упростить поиск подходящей площадки, можно ориентироваться на рейтинги и проверенные сервисы. На Exnode есть удобный каталог платформ для покупки цифровых товаров, где сервисы распределены по отзывам, способам оплаты и уровню доверия. Это помогает быстро найти надёжные варианты для тех, кто хочет безопасно купить акк Фортнайт или оформить другие услуги Fortnite, не переживая за сохранность данных и честность сделки.
ТОП сервисов, где можно безопасно купить аккаунт Фортнайт или Вбаксы
1. ПиплБот — проверенный способ оплатить Фортнайт и В-баксы
Пиплбот считается одним из самых удобных вариантов для тех, кто хочет быстро и безопасно купить аккаунт Фортнайт или пополнить В-баксы через подарочную карту. Сервис работает стабильно, выдача происходит автоматически.
Способы оплаты:
МИР
СБП
Visa / Mastercard
Валюты: RUB / USD
2. Keysforgamers — сервис с большим выбором предложений и выгодными ценами
Keysforgamers — площадка с большим ассортиментом игровых услуг, где можно найти выгодные предложения за счёт конкуренции продавцов. Это особенно удобно тем, кто хочет купить В баксы Фортнайт или приобрести редкий скин.
Что можно приобрести:
купить акк Фортнайт
V Buck Fortnite купить
купить скин Фортнайт
купить боевой пропуск Фортнайт
Оплата:
МИР
СБП
Visa
Валюты: RUB
Плюсы сервиса:
широкий выбор продавцов и предложений;
низкие цены благодаря конкуренции;
удобная система фильтрации и отзывов.
3. Ggsel — выгодный маркетплейс, чтобы купить В Баксы Фортнайт
Ggsel подходит тем, кто ищет максимально выгодные цены. Благодаря большому числу продавцов можно легко найти предложение дешевле обычного. Главное — обращать внимание на рейтинг продавца и отзывы.
Доступно на площадке:
купить ВБ в Фортнайт
купить подписку отряд Фортнайт
купить боевой пропуск Фортнайт
Оплата:
МИР
СБП
Visa
Валюты: RUB / USD
Особенности:
большой выбор предложений;
возможность найти редкие аккаунты;
система рейтингов помогает выбирать надёжных продавцов.
4. Кupikod — платформа для покупки аккаунтов или пополнение по логину
Kupikod удобен тем, что позволяет как купить аккаунт Фортнайт, так и пополнить В-баксы по логину. Это экономит время, если не хочется переключаться между разными площадками.
Что можно:
купить V баксы в Fortnite
купить подписку Отряд Фортнайт
купить наборы
купить аккаунт Фортнайт
купить подарочную карту
Оплата:
МИР
СБП
Visa
Валюты: RUB
Пошаговая инструкция: как купить аккаунт Фортнайт и оформить любые игровые покупки
Шаг 1. Перейдите в рейтинг сервисов на Exnode
Начните с того, чтобы открыть Exnode — там собраны проверенные магазины и платформы, где можно безопасно купить аккаунт Фортнайт, приобрести В-баксы, подписку или боевой пропуск.
В рейтинге видно:
рейтинг сервисов,
отзывы,
доступные валюты,
способы оплаты.
Это помогает сразу отсеять сомнительные площадки и перейти только к реальным вариантам, где действительно можно купить акк Фортнайт или оформить любую покупку для игры.
Шаг 2. Выберите сервис и нужную категорию товаров
После того как определитесь с удобным для вас сервисом, нажмите «Перейти». Система направит вас на официальный сайт. На странице сервиса найдите то, что вам нужно:
«Аккаунты Fortnite»
«V-Bucks / В-баксы»
«Боевой пропуск»
«Отряд Fortnite»
Так вы сразу попадёте туда, где можно купить V Bucks Fortnite, купить скин Фортнайт или нужный тип аккаунта.
Шаг 3. Изучите карточку товара перед покупкой
Чтобы покупка прошла без проблем, внимательно читайте описание:
платформа аккаунта (ПК, PS, Xbox, Switch);
редкость скинов;
уровень и сезон;
способ выдачи (авто или вручную);
формат доступа для валюты: пополнение по логину или код.
Если вы хотите Фортнайт Вбаксы купить на Xbox или купить Вбаксы на ПК Фортнайт, убедитесь, что метод подходит именно под вашу платформу.
Шаг 4. Перейдите к оплате
Когда товар выбран:
Нажмите «Купить».
Выберите нужный метод оплаты: МИР, СБП, Visa/Mastercard (через посредников).
Подтвердите транзакцию.
Сервисы поддерживают разные валюты — чаще всего RUB, иногда USD.
Оплата проходит быстро, что удобно, если нужно срочно купить ВБ в Фортнайт или активировать подписку.
Шаг 5. Получите аккаунт или внутриигровой контент
В зависимости от товара:
аккаунт выдают мгновенно в личном кабинете,
В-баксы начисляются через пополнение по логину или код,
скины, пропуск и подписка активируются автоматически после зачисления валюты.
Активация обычно видна сразу в истории заказов.
Шаг 6. Проверьте данные в Fortnite
После получения товара:
войдите в аккаунт;
проверьте наличие скинов;
убедитесь, что В-баксы отображаются правильно;
проверьте активность боевого пропуска;
иногда требуется перезапустить игру.
Это стандартная процедура после любых покупок — от желания купить V Buck Fortnite до активации сезонного набора.
Что делать, если покупка не активировалась
Иногда после оплаты товар появляется не сразу — это распространённая ситуация при покупке цифровых товаров, включая попытки купить В баксы Фортнайт, оформить подписку или приобрести аккаунт. Ниже — чёткая инструкция, что делать, если контент не пришёл вовремя, а покупка зависла.
1. Проверьте статус заказа в личном кабинете сервиса
Первое, что нужно сделать — открыть страницу заказов того сервиса, где вы оформляли покупку. Это работает для любых типов товаров:
Иногда статус отображается как «обрабатывается» — при высокой нагрузке может быть задержка 2–10 минут.
2. Убедитесь, что данные были введены без ошибок
Если вы оформляли валюту или услуги по логину:
перепроверьте почту;
убедитесь, что логин Fortnite введён корректно;
проверьте, не перепутали платформу (ПК / PS / Xbox / Switch).
Даже одна ошибка в символе может задержать активацию.
3. Перезапустите Fortnite и повторно войдите в аккаунт
После пополнения валюты игра не всегда обновляет баланс автоматически.
Если вы пытались купить В баксы Фортнайт, но их не видно, сделайте:
полный выход из игры;
вход в аккаунт заново;
обновление магазина в главном меню.
Часто этого достаточно, чтобы В-баксы стали отображаться.
4. Проверьте историю транзакции в банке
Если покупка не появилась, убедитесь, что платёж прошёл:
статус должен быть «успешно выполнен»;
если «ожидает» — дождитесь обновления;
если «отклонён» — заказ не был оформлен.
5. Свяжитесь с поддержкой сервиса, приложив чек
Если:
вы пытались Фортнайт Вбаксы купить, но баланс не пополнился,
купили аккаунт, но данные не пришли,
оформили подписку Fortnite Crew и не видите активацию, то напишите в поддержку.
Обычно нужно предоставить:
чек оплаты,
ID заказа,
e-mail или логин Fortnite,
время транзакции.
Большинство сервисов оперативно вручную восстанавливают заказ или повторяют выдачу.
6. Не совершайте повторную покупку до ответа поддержки
Самая частая ошибка — оплатить повторно, если сразу не пришло. Повторная транзакция может привести к двойной покупке, которую потом придётся долго возвращать.
7. Если покупали подписку или пропуск — проверьте вкладку "Подписки"
Коми вы решили:
купить подписку Фортнайт,
купить подписку отряд Фортнайт,
купить боевой пропуск Фортнайт
часто активация отображается именно в соответствующей вкладке внутри Fortnite, а не в инвентаре.
Иногда требуется дождаться обновления сервера (5–15 минут), чтобы изменения вступили в силу.
Что такое V-Bucks в Fortnite
V-Bucks — это внутриигровая валюта Fortnite, с помощью которой игроки приобретают косметические предметы и игровые услуги. Она не даёт преимуществ в бою, но открывает доступ к огромному количеству визуального контента и сезонных обновлений. Именно поэтому многие игроки регулярно стараются купить В баксы Фортнайт, чтобы расширить свои возможности в игре.
Для чего нужны V-Bucks
V-Bucks используются для покупки:
Скинов персонажей (Outfits)
Инструментов для добычи (Pickaxes)
Украшений на спину (Back Blings)
Эмоций и жестов
Обёрток на оружие
Планеров и следов
Боевого пропуска
Подписки «Отряд Фортнайт»
То есть практически весь косметический контент в Fortnite можно получить только за внутриигровую валюту.
Почему V-Bucks так популярны
Позволяют открывать редкие и ограниченные предметы.
Необходимы для покупки боевого пропуска, где можно заработать эксклюзивные награды.
Используются для оформления подписки Fortnite Crew.
Переносятся между платформами (кроме некоторых регионов).
И поэтому игроки часто ищут как купить V баксы в Fortnite или по выгодной цене.
Где можно получить V-Bucks
Купить за реальные деньги
– основной способ, который используют большинство игроков.Заработать в боевом пропуске
– если он куплен, часть V-Bucks можно получить обратно.Получить через подписку Fortnite Crew
– подписка ежемесячно выдаёт пакет V-Bucks.Старый режим «Сражение с Бурей»
– даёт немного V-Bucks за задания (если доступен).
Чем подписка Fortnite Crew отличается от боевого пропуска
Разница между подпиской Fortnite Crew и стандартным боевым пропуском важна для тех, кто планирует регулярно играть, получать скины и купить В баксы Фортнайт или другие внутриигровые наборы. Многие сравнивают: что выгоднее — просто Фортнайт Вбаксы купить, оформить боевой пропуск или сразу купить подписку Фортнайт. Разобраться в этом поможет подробное сравнение.
Что входит в подписку Fortnite Crew
Fortnite Crew — это премиальная ежемесячная подписка, объединяющая несколько ключевых преимуществ. Игроки, которые хотят стабильно получать валюту и контент, часто выбирают именно её, потому что с подпиской не нужно каждый раз думать, где купить V баксы в Fortnite или покупать пропуск отдельно.
Подписка включает:
1000 V-Bucks каждый месяц — удобно, если вы регулярно покупаете косметику или планируете заранее V Buck Fortnite купить для будущих наборов.
Боевой пропуск текущего сезона, который активируется автоматически — не нужно отдельно искать, где купить боевой пропуск Фортнайт.
Crew Pack — уникальный набор скинов и предметов, недоступных игрокам без подписки.
Доступ к новым типам пропусков (OG Pass, LEGO Pass, Music Pass и др.) — экономит средства тем, кто часто покупает подобные наборы.
В итоге подписка подходит тем, кто часто совершает покупки и регулярно стремится купить подписку отряд Фортнайт или наборы V-Bucks.
Что даёт обычный Battle Pass (боевой пропуск)
Стандартный боевой пропуск — это разовая покупка. Он даёт доступ к наградам текущего сезона и подходит тем, кто редко тратит деньги на игру. Battle Pass сложно сравнивать с Fortnite Crew, потому что он не выдаёт V-Bucks автоматически — обычно игрокам нужно отдельно купить V Bucks Fortnite, докупив валюту через сервисы.
Боевой пропуск включает:
доступ к наградам текущего сезона — скины, эмоции, обёртки;
возможность заработать немного V-Bucks внутри сезона;
полное сохранение наград после окончания сезона.
Если вы иногда хотите купить ВБ в Фортнайт, оформить разовый пропуск или получить только часть косметики — Battle Pass может быть более бюджетным вариантом.
Главные различия простыми словами
Fortnite Crew выгоднее, если:
вы регулярно покупаете скины и часто ищете, где Фортнайт Вбаксы купить;
вам нужно больше V-Bucks каждый месяц;
вы планируете приобретать несколько пропусков за сезон;
хотите автоматическую активацию без поиска, где купить подписку Фортнайт.
Обычный Battle Pass выгоднее, если:
вы играете не каждый месяц;
вам важно контролировать расходы;
вы часто не планируете купить V баксы в Fortnite или покупать дополнительные пропуски;
хотите просто пройти сезон и забрать косметику.
Заключение
Покупка внутриигровых товаров в Fortnite сегодня стала намного проще: есть надёжные способы купить аккаунт Фортнайт, приобрести В-баксы, боевой пропуск или подписку. Главное — выбирать проверенные площадки, внимательно читать описание товара и корректно вводить данные. Это позволяет без проблем покупать скины, валюту или услуги вроде купить подписку Фортнайт, купить V Bucks Fortnite и любых других цифровых товаров.
Если хотите полностью исключить риск ошибок, удобно ориентироваться на рейтинг площадок в Exnode, где собраны такие сервисы, как Пиплбот, Keysforgamers, Ggsel и Купикод. Там можно сравнить условия, способы оплаты, валюты и репутацию продавцов, чтобы любая покупка — от попытки Фортнайт Вбаксы купить до выбора редкого аккаунта — проходила максимально безопасно и выгодно.
Реклама Бесаев Даурбек Казбекович, ИНН: 151105905660

































