Праздник съедобных макетов



Тринадцатый месяц ацтекского ритуального календаря назывался Тепеилуитль (Tepeilhuitl, «Праздник гор») и продолжался с 13 октября по 1 ноября. Как следует из названия, месяц посвящался горным вершинам и холмам, где, как верили ацтеки, обитал Тлалок и его помощники тлалоки, отвечающие за дождь и урожайность.
В этом месяце из тцоалли (тесто из амаранта, поджаренной кукурузы и мёда агавы) люди лепили фигурки в форме змей и гор с человеческими чертами, украшали их перьями и бумагой, раскрашенной чёрной смолой. Главной фигурой был Попокатепетль, «самая важная из всех гор», которая «во всех отношениях лучшая на земле… благодаря обильным водам, текущим из этого вулкана, и плодородию кукурузы, собираемой вокруг неё» (Диего Дуран). Изготовленные из тцоалли фигурки богов и священных предметов раздавались людям в качестве «плоти и подношений богам». Все верили, что тцоалли обладает целебными свойствами.
Горы с лицами символизировали память о тех, кто погиб от воды или был поражён молнией, и чьё тело было не кремировано, а предано земле. Все фигурки помещались на алтари, им подносились еда и благовония, а знать ещё и пульке пила в их честь. Затем, «с той же обычной торжественностью, с какой они убивали и приносили в жертву индейцев, олицетворявших богов… они приносили в жертву это тесто, олицетворявшее холмы, а затем… съедали его с великим благоговением» (и снова Дуран).
Разумеется, не обходилось без жертвоприношений. Было четыре женщины, олицетворявших горы (их звали Тепошоч, Матлакуэйе, Шочтекатль и Майяуэль), и один мужчина, Мильнауатль, который олицетворял змея. Все они были украшены бумажными коронами, раскрашенными чёрной смолой. Женщины в процессии поющих людей несли на мужчину на носилках (паланкине). На вершине храма у пятёрки ишиптл (напомню, что ишиптла — олицетворение бога) традиционным для местности способом извлекались сердца и предлагались Тлалоку. На третьей иллюстрации из Кодекса Борбоникус можно увидеть царь-подношение из кукурузы и бумаги со следами чёрной смолы + сидящего на вершине горы Тлалока.
Назвать этот пост изначально хотел «Ор выше гор», да рука не поднялась. Поэтому назвал съедобными макетами: из теста делали горы, а потом их кушали. Если совсем уж в двух словах.




















