я может кого удивлю но современная "экономика" на 2/3 состоит целиком из посредников, которые - не производят никаких товаров и услуг, имеют несколько юрлиц и на всё ищут других подрядчиков/поставщиков и подешевле - в свою очередь сами закупают всегда подешевле - и фактически ПОСТОЯННО увеличивают ИТОГОВУЮ стоимость товаров и услуг - по типу "а вот у них" - при этом жалуются в первых рядах на повышение налогов, встраивая эти налоги в цену, то есть перекладывая их на конечного потребителя
Итак, расскажу про самый простой схематоз, который использует крупный бизнес на общей системе налогообложения. Схемы простые, не секретные, используются повсеместно. Про маркетплейсы вывод будет в конце.
Все объяснения очень-очень упрощенно, с условностями и округлениями, иначе можно обе ноги сломать в расчетах и ничего не понять.
Для начала напомню, что согласно налоговому кодексу, бизнес платит 20% НДС разницы между себестоимостью и полученной суммой денег, затем с остатков прибыли берется 25% налог на прибыль. Еще есть налог на имущество в размере 2,5% при стоимости имущества более 300 миллионов.
Если бы мы учились в школе, то для бизнеса с 50% себестоимостью (не важно производство или торговля) и имуществом до 300 миллионов, поступление денег на счет распределилось бы так:
Например в суммах: пришло денег 1 миллион. Себестоимость 500 тысяч. От 500 тысяч маржи выплачивается 100 тысяч НДС (20%). Осталось 400 тысяч, но с них надо отдать 25% налога на прибыль - это еще 100 тысяч. И 300 тысяч осталось чистой прибыли после налогообложения, которую можно пустить на дивиденды или куда-то еще.
Итог по примеру: ООО заплатило с маржи 500 тысяч сразу 200 тысяч налогов. Мы не рассматриваем налог на дивиденды.
Но так не бывает. Это одноразовый бизнес, который прогорит сразу. В реальности, бизнес вкладывает в оборудование, товарные остатки, сырье и технику. Чтобы работать не только сегодня, но и завтра.
Поэтому, рассмотрим ситуацию с растущим бизнесом: зашли на рынок и есть потенциал роста. Вложения пойдут в товар и оборудование. То есть, в суммах: пришло денег 1 миллион. Себестоимость 500 тысяч. Еще 499 тысяч бизнес вложил в товар и оборудование на склад, получив на эти суммы налоговый вычет в размере 100% от расходов. От 1тысячи маржи выплачивается 0,2 тысячи НДС (20%). Осталось 800 рублей, но с них надо отдать 25% налога на прибыль - это еще 200 рублей. И 600 рублей осталось чистой прибыли после налогообложения, которую можно пустить на дивиденды или куда-то еще. То есть, фактически бизнес работает, он принес 500 тысяч дохода, но государство на этапе роста с бизнеса не получает ничего. И график будет выглядеть так: (где-то там полоска налогов, но ее не видно)
На данном этапе бизнес не приносит владельцу ничего, только набивается арендованный склад и арендованный цех. Сам владелец сосет лапу и живет на помощь от родителей в их квартире.
Продолжается рост. И из микробизнеса мы переходим в малый бизнес. Теперь доход уже составляет немного больше. И добавляется техника в лизинг.
Упрощенно лизинг - это когда техника принадлежит не бизнесмену, но платеж по лизингу снижает налогооблагаемую базу. То есть налог начисляется, но потом компенсируется. И не платится в бюджет. При этом плюс в том, что техника может ускоренно амортизироваться (это когда стоимость техники делится на период оплаты лизинга и списывается на себестоимость, на выходе к концу срока лизинга остается единица техники с балансовой стоимостью 0 рублей)
И вот на этом этапе уже сам бизнесмен начинает что-то иметь. Например... По итогам годового периода он приобрел в лизинг ауди Q9 за 29 миллионов, со сроком лизинга 1 год. (29 - это полная стоимость лизинга с всеми процентами)
Как видите, налогам места нет. И вроде даже прибыль не получена.
С помощью лизинга и ускоренной амортизации собственник бизнеса получил Ауди Q9 за 29 миллионов, выкупив ее у своего ООО за 1 рубль (балансовая стоимость по завершению лизинга 0). И ничего не заплатил налогов. Небольшие суммы конечно платятся в бюджет, иначе будет злая налоговая проверка, а это плохо, но их даже не видно на схеме.
То есть, на данном этапе, когда бизнес дорос до лизинга, собственник может приобретать движимое имущество и пользоваться им в своих нуждах. А при необходимости вывести его из имущества ООО и оставить себе или продать, как физлицо.
Собственник ездит на выкупленной Ауди Q9 и продолжает жить в квартире родителей. Питается он через кайтеринг от ресторана, расходы на который так же включаются в себестоимость продукции.
Продолжаем расти дальше. Емкость рынка резиновая, инвестиции доступны и дешевы (так было недавно, когда был открыт международный рынок кредитования. Микробизнес мог взять кредит под 33% годовых в банке в России. А средний и крупный бизнес - под 4% в банке США)
Теперь бизнес дорос до лизинга недвижимости. Мы строим офисный комплекс, десяток складских комплексов и распредцентров. Наш бизнес имеет в составе более 1000 транспортных средств и десятки тысяч сотрудников. Бизнес обслуживается сторонним банком, имеет эквайринг и ведение счетов. А сотрудники генерируют очень большую сумму уплаты налогов.
Это плохо влияет на себестоимость. Она растет! Мы не справляемся. Руководители отделов в других городах массово воруют средства и используют нашу технику в личных целях бесконтрольно. А еще, стоимость имущества превысила 300 миллионов рублей и появился налог в 2,5% от этой стоимости. А это заметно.
Упростим диаграмму. Бизнес стабилен, но себестоимость с 50% выросла до 80% за счет потери эффективности управления, раздувания штата сотрудников и простоя техники.
тут оборот уже в миллиардах. А вот прибыль падает. Мы схематозим на лизинге и закупках, но этого мало.
Производим переход от среднего бизнеса к крупному. Это системный переход.
Предприятие дробится на много маленьких и создаются новые смежные:
- Мы открываем свой банк, который будет заниматься эквайрингом (2% от оборота стали нашей прибылью, а еще мы будем зарабатывать на поставщиках, отдавая им их деньги с комиссией за вывод).
- Мы выводим бухгалтерско-аналитический отдел на аутсорс. Теперь это отдельное ООО, услуги которого с НДС мы оплачиваем. Цена фиксированная. А как они там персонал на самозанятость переведут нас уже не касается. Теперь мы не платим налоги с зарплаты в фонды, а берем полный вычет на стоимость услуг этого отдела.
- весь автопарк мы так же выводим в отдельное транспортное предприятие. Теперь мы не платим зарплату водителям и механикам. Это проблема транспортного предприятия. (самозанятые водители) А мы просто берем полный вычет в расходы на стоимость их услуг. И мы белые и чистые. Схематоз не у нас, а у них.
- То же касается и недвижимости - делим ее между несколькими своими ООО - управляющими компаниями. Они теперь владеют менее чем 300 миллионов имущества каждая и экономят налог на имущество. (А это 2,5%!). Эта недвижимость начинает сдаваться в аренду транспортному предприятию, бухгалтерской компании и основному складскому цеху. Который так же выделен в отдельное ООО и нанимает сотрудников к себе в штат, а не к нам. Как они там самозанятых берут - нас не интересует.
- Так же мы открываем собственную лизинговую компанию, которая за счет льготного кредита от нашего собственного банка дает нам имущество в лизинг, причем не только движимое, но и недвижимость. для крупного бизнеса это реально.
Суммарно, все эти действия оставили в штате компании 100 человек топ-менеджмента, вместо 300 тысяч сотрудников в штате. За счет такой оптимизации себестоимость снова упала до 50% от оборота. Но на данном этапе предприятие владеет имуществом на несколько триллионов рублей. Балансировать лизингом и закупками предприятие уже не может, т.к. просто больше некуда. Рынок заполнен, рост в части закупок более не эффективен. Склады забиты. Брать в лизинг тоже больше нечего. Появляется угроза уплаты огромных налоговых платежей!
Но! Выход есть. Мы фиктивно поднимаем стоимость услуг наших смежных предприятий: теперь уже они берут технику в лизинг и активно вкладываются в запасы.
По документам мы убыточны!
На данном этапе предприятие запросто может показать операционный убыток. Реально же собственник может выводить деньги через реализацию амортизированный в лизинг техники и недвижимости, за счет аренды неучтенных площадей и всяких неучтенных услуг. Но по факту - растет капитализация бизнеса.
И тут наступает следующий момент: рост остановился. Мы заняли весь доступный кусок рынка. Предприятия - смежники так же достигли предела эффективности и более не требуют инвестиций. Если мы упремся в этот предел, то вернемся к самому первому рисунку - надо будет платить налоги! Вычеты мы больше получать не можем, а вывод денег в текущий момент за границу невозможен (возможен, но нет смысла. Яхта уже есть, она в лизинге. Вилла в Майами есть, она в лизинге. Свой остров тоже есть, он тоже в лизинге. Ну просто больше нечего хотеть)
Страшные налоги! На этой схеме триллион налогов в год!
Что же делать?
Вложиться в крупный финансовый проект, который мы не планируем завершать!
Вот на этом этапе появляется проект из 10 башен ВБ-сити в центре Москвы. Эта недвижимость не будет никогда на 100% завершена, но при этом будет введена в эксплуатацию (частично, ага, без ресторана на крыше). Имеет емкость инвестиций например в 10 триллионов рублей (ближайшие 10 лет предприятие сможет заталкивать туда все лишние деньги). За счет незавершенности мы не будем платить налог на недвижимость, а вычеты на строительство недвижимости будут обнулять налоги в бюджет.
Вот именно здесь сейчас находятся основные маркетплейсы. Схема максимально оптимизирована для получения вычетов по налогам. Она масштабируема в перспективе ближайших 10-15 лет при неизменной системе налогообложения в стране. То есть, огромный бизнес с триллионами рублей ежегодного оборота (и триллионом фактической прибыли) платит в бюджет только те крохи, которые умышленно показывает. Это те миллиарды, которые светятся в отчетах. Но они не будут оплачены, т.к. их всегда можно компенсировать, достав на свет документы по инвестициям прошлых периодов, которые тогда не влезли и остались лишними. (так бывает даже в реальном бизнесе, когда закупки превышают рост продаж в масштабах определенного налогового периода, и расходы переносятся в следующий период на протяжении 3 лет)
Что же делать государству, на территории которого вырос такой бизнес: при бюджете всей страны в 40 триллионов, несколько маркетплейсов имеют оборот в 10 триллионов, а платят символические суммы и всё это законно? https://akit.ru/news/obyom-internet-torgovli-v-i-kvartale-20... ссылка на оборот за 1 квартал.
Ответ: вводить налог с продаж на этот вид бизнеса. Просто ввод налога с продаж в размере 10-20% от оборота маркетплейсов, государство получит столько же денег, сколько планируется получить со всего мелкого бизнеса за счет отмены патентов и введения НДС на малый бизнес. Только учет и сбор этого налога будет в 1000 раз проще - есть 4 таких ООО в стране, оборот которых открыт для налоговой инспекции, а расчет налога требует простейшей формулы - 10-20% от оборота.
Еще раз напоминаю. Схема очень упрощенная. Я не трогал тему дробления смежников и методы вывода денег оттуда. В описанной схеме есть множество неточностей и упрощений, чтобы пост можно было прочитать неподготовленному человеку за полчаса, а не за целый день. Так же лизинг взят очень упрощенно, чтобы только показать основной смысл действий. По поводу ошибок и неточностей можете меня не пинать - показано основное отличие крупного бизнеса от мелкого: пока мы платим налоги, крупный бизнес использует законные методы и богатеет.
Панамка готова. Накидывайте.
Если кто-то готов более подробно расшифровать отдельные элементы схемы - добро пожаловать в комментарии и ответные посты.
P.S. А что будет с покупателями? Да их мнение никого не волнует, если что.
Все что надо знать, про ТС в изначальном посте - не производит никаких товаров и услуг, имеет несколько юрлиц, на все услуги ищет других подрядчиков. Фактически увеличивает стоимость товаров и услуг и жалуется на повышение налогов.
Забавнее всего, что пишется, что у тебя несколько бизнесов, но расписывается исключительно проблематика с маркетплейсами, то есть у тебя несколько юрлиц для торговли там, что можно считать дроблением бизнеса.
Но по порядку:
То есть тот самый ВБ (продажи более 3 триллионов в год) и Озон (продаже более 2 триллионов в год) не платят НИЧЕГО! (ну почти ничего).
Я не знаю как ты ведешь бизнес, и как ты ищешь информацию. Но вб в одном только 22 году уплатил 70 млрд налогами. Озон же имеет несколько иную ситуацию, так как у него отсутствует прибыль и ежегодные рекорды по убыткам, связанные в первую очередь с дроблением бизнеса и инвестиционной программой.
Я, как продавец на маркетплейсе, оплачиваю налоги со всей суммы чека покупателя. И уже с чистой моей прибыли я плачу комиссию агенту - маркетплейсу.
Я бы тебе рекомендовал все таки пересчитать юнит экономику и изменить понимание того, как работают площадки. Ты платишь комиссии от суммы товара, который у тебя заказали, а не из чистой прибыли. Если у тебя "несколько бизнесов", ты должен это знать. И налоги ты тоже оплачиваешь с полной суммы заказа.
Как бы, с этой суммы он должен заплатить налоги, но: все ПВЗ - френчайзи, перевозки - контрагенты, сотрудники распредцентров - наняты контрагентами, предоставляющими рабочую силу, помещения, склады и транспорт.
Как бы ты должен понимать, что существуют расходы, и никто работая с крупными контрагентами не будет на обычном усн, так как крупные компании генерируют исходящий ндс.
И это еще не всё! Я, как законопослушный гражданин, плачу налоги с ИП, отправляя товар на маркетплейс.
Ты, как законопослушный гражданин, платишь налоги после предоставления отчетности, или же делая взносы на единый счет, но сумма будет расчитыватся по кварталам, а не после каждой продажи.
Но огромное количество моих конкурентов имеют ИП в Кыргызстане, Казахстане, либо даже ООО в России, но при этом просто ничего не платят, а через полгода меняют юрлицо.
Расскажи нам, как они тогда получают средства с площадок?
Таким образом, государство с продаж на маркетплейсах не получает почти ничего. Только УСН от малой части честных продавцов. То есть от триллионов рублей хорошо, если десяток миллионов падает в бюджет.
Популизм, ищи нормальные источники данных.
И никто (прямо вот никто из сотни продавцов) не смог предоставить такие документы. Потому, что весь товар без исключения был получен через карго, без прохождения таможни.
То есть, вы сами ввезли в страну товар без оплаты ндс и пошлин и сейчас жалуетесь, что ваш товар сгорел? это же забавно, что сначала ты жалуешься на тех кто так делает, а потом уже оказывается что и ты из их ряда
А то что вы не получили компенсацию, так это из-за того, что просто очканули идти в суд и доказывать все.
Черный нал/карты
Скажи мне - ты не принимаешь оплату вне кассы и эквайринга?) И никогда так не делал?)
В настоящий момент начали немного закручивать гайки и прижимать бизнес. Я сам владею некоторыми видами бизнеса и изнутри вижу ситуацию.
Данный пост - это только моё мнение, основанное на личном опыте. Я бы даже рекомендовал налоготворческим органам для прочтения и анализа.
НДС. Будет подъем до 22%. Будет без вариантов. Это очень большой объем денег. И это - белые деньги, они придут в бюджет.
Урезание УСН до 10 миллионов. Далее - с НДС. Сильно ударит по мелкому бизнесу. Причем не столько в части размера оплаты, сколько в части отчетности.
Отмена патентов. Двоякая ситуация. В разных регионах разная цена патента. Где-то (например у меня), отмена патента ничего не изменит. Патент на торговлю в моем городе очень дорогой, и при моих оборотах, оплата УСН будет соизмеримой. Как платил 50 в месяц, так и дальше буду платить столько же. А вот в других регионах суммы платежа УСН могут увеличиться в много сотен раз относительно патента. (Хвастался один из коллег по бизнесу, что едва укладывается в 250 миллионов оборота с магазина, а патент у него 50 тысяч рублей за полгода). То есть он платил 100 тысяч в год, а будет платить 15 миллионов. (6% УСН). А еще + НДС и прочие радости. Ну так, надо делиться с государством.
Как я вижу эту ситуацию изнутри:
Повышение НДС просто приведет к увеличению цен на все товары и услуги. Зато это налог с высокой прослеживаемостью, он быстро и эффективно поступит в бюджет.
Понижение порога УСН для перехода на оплату НДС не затронет микробизнес, но уже повлияет на средний бизнес - местные сети магазинов, строительные бригады и прочее. Кто-то выйдет из бизнеса, другие полностью уйдут в тень. Но для большинства ничего не изменится.
Отмена патентов в сфере перевозок и торговли + НДС от 10 миллионов. Для микробизнеса (1 газель или 1 киоск) почти ничего не изменится, только считать придется больше и сложнее. Ну уйдут в тень, не велика потеря. А вот более крупный бизнес, который очень сильно экономил на налогах, начнет жаловаться и платить. И тут действительно сильно повышается налоговая нагрузка на торговлю и сферу перевозок. Вопрос на самом деле спорный, потому что многие уйдут в тень, т.к. переход на НДС с патента большой сектор рынка ставит в невыгодные условия, они теряют свои нишевые позиции и более не эффективны на рынке.
Но меня в данных законопроектах зацепило не это, а то, что опять не задели священных коров:
Маркетплейсы. В соответствии с действующим налоговым кодексом, маркетплейсы, действующие как агенты, законным способом не платят ни рубля налогов. То есть тот самый ВБ (продажи более 3 триллионов в год) и Озон (продаже более 2 триллионов в год) не платят НИЧЕГО! (ну почти ничего)
Я, как продавец на маркетплейсе, оплачиваю налоги со всей суммы чека покупателя. И уже с чистой моей прибыли я плачу комиссию агенту - маркетплейсу. Как бы, с этой суммы он должен заплатить налоги, но: все ПВЗ - френчайзи, перевозки - контрагенты, сотрудники распредцентров - наняты контрагентами, предоставляющими рабочую силу, помещения, склады и транспорт. То есть, все эти расходы включаются в вычеты по налогам. А на то, что осталось - строится коммерческая недвижимость, что полностью попадает в вычет по НДС и налогу на прибыль. И, даже эта недвижимость не ставится на учет, чтобы экономить налог на имущество. (история с страховкой по пожару на складе показала, что склад не был сдан, как готовый объект, а числился недостроем) https://iz.ru/1633914/2024-01-13/iuristy-usomnilis-v-vyplate...
И это еще не всё! Я, как законопослушный гражданин, плачу налоги с ИП, отправляя товар на маркетплейс. Но огромное количество моих конкурентов имеют ИП в Кыргызстане, Казахстане, либо даже ООО в России, но при этом просто ничего не платят, а через полгода меняют юрлицо.
Таким образом, государство с продаж на маркетплейсах не получает почти ничего. Только УСН от малой части честных продавцов. То есть от триллионов рублей хорошо, если десяток миллионов падает в бюджет.
2. Таможня. Карго. Кар-кар-карго! Я ничего не имею против, когда физлицо завозит почтой себе телефон и секс-игрушки с алиэкспресс без уплаты налогов. Это в масштабах страны копейки.
Когда был пожар на складе ВБ, я общался с многими коллегами - селлерами. Денег по страховке от ВБ не получил никто из них (кто-то получил, но я их не знаю, это российские производители, не импортеры). Причина была в том, что ВБ компенсировал только при наличии документов на покупку товара. И никто (прямо вот никто из сотни продавцов) не смог предоставить такие документы. Потому, что весь товар без исключения был получен через карго, без прохождения таможни.
Да, этот путь (карго) был необходим стране, как временная мера, когда границы вдруг закрылись для фирменных товаров, а бренды ушли. Сейчас ситуация изменилась. Кто хотел - тот наладил каналы или нашел аналоги. Пора закрывать дыру.
3. Черный нал/карты. Ездил я в Краснодарский край. Если сравнить с моим родным Уралом, то почти никто не имеет терминалов, а в магазинах, где за прилавком смуглые лица - "терминал сломался". Чеки не выдают почти нигде, даже если просить - "касса сломалась". То есть, целый регион, а это скорее всего весь юг России, выпадает из-под налогообложения. Надо резать переводы на карты, если нет ИП и патента на торговлю или услуги. Напротив любого смуглого продавца в любой торговой точке стоит картонка с номером телефона и названием банка. И никто за редким исключением не предоставит чек. Эти люди не платят налоги.
Иными словами, налоговым органам следует обратить взор на большие куски рынка, в настоящий момент полностью выпадающие из-под налогообложения:
- маркетплейсы. Ввести налог на оборот маркетплейсов, причем брать его с маркетплейса, а не ИП из Кыргызстана, который все равно не заплатит. Например 10-20%. И тогда будет на так важно, легально ли зашел товар, ведь налог будет уплачен. И это вполне соизмеримо с подъемом НДС по сумме сборов за год. И так же легко собрать. Тот же триллион в год не лишний.
- прижать карго. Время черных контрабандных способов прошло. Да, эти методы помогли пережить ковид и санкции, но сейчас они вредят стране. Это еще триллион.
- прижать переводы частным лицам: если ты не ИП, то при зачислении на карту в день от десятков разных переводов, карты должны блокировать, деньги задерживать, оформлять, как предпринимательскую деятельность.
- обратить внимание на южные регионы - там по-прежнему Большая часть экономики находится в полной тени, особенно строительная отрасль. Регион очень экономически активен, но почему-то почти все они дотационные. Наверное именно потому, что весь бизнес в тени.
Панамку приготовил. Накидывайте.
Если модераторам надо ссылки - то ссылки можно предоставить только на законопроекты по повышению налогов и отмене патентов.