Серия «Статьи»

4

Что важно знать про монтаж в паспарту

Фотохудожник Екатерина Кастальская

Фотохудожник Екатерина Кастальская

Друзья, хочу поделиться ещё одной очень полезной, на мой взгляд, статьёй, которую написала моя супруга Екатерина Кастальская.

***

В статье речь пойдет об оформлении графических работ, акварелей, фотографий, коллажей, печатной графики — в общем, любых работ на бумаге.
Насчет фотографий — сейчас в моде монтаж сразу в раму, без паспарту, но мода на то и мода, чтобы меняться, и относиться к ней имеет смысл с долей скептицизма.

✔️ В любом случае информация в статье и видео, упомянутых в ней, важная. Она поможет предупредить пожелтение бумажных работ и их деформацию после оформления в паспарту и/или раму.

✔️ Для этого есть определенный стандарт консервационного оформления, о котором в курсе любой сотрудник багетной мастерской.
Он включает в себя подбор бескислотного картона, бескислотных лент для монтажа, техники монтажа, определенного стекла и подготовки багета рамы.

✔️ Если вы обрамляете свои или приобретенные работы на бумаге сами, базовое понимание, какие материалы и действия при монтаже могут в дальнейшем привести к порче работы, необходимы. Всегда лучше знать, что ты делаешь и почему, и иметь возможность выбора.

Правильный долговременный монтаж бумажных работ в паспарту

Самым распространенным (но не единственным) вариантом является монтаж работы на T-образные петли в сэндвич из картонной основы для монтажа и паспарту.

Бескислотные ленты для монтажа.
Какие бывают, как искать, где купить?

◾️ Для петель в этом случае используются специальные бескислотные ленты с нанесенным на них гуммированным клеем или самоклеящиеся ленты с бескислотным акриловым клеем.
Они продаются на сайтах с товарами для багетных мастерских и реставрации книг.

◾️ Важно, чтобы лента для монтажа была менее плотная и крепкая, чем бумага, на которой выполнена работа.

◾️ Самые известные производители таких лент — Lineco, Filmoplast, Deffner & Johann. Но можно искать просто «бескислотную бумажную ленту», «гуммированную ленту», так как поставки фирменных лент сейчас не особо стабильные, а что-то совсем прекратили привозить.

◾️ Сайты, на которых я их искала и в итоге заказала — https://t-gardarika.com/ и https://artec.su/

Если есть желание почитать статью о материалах для консервационного оформления, это можно сделать по ссылке.

Техника монтажа бумажной работы в паспарту

◾️ Компания «Неоарт» создала целый видеокурс по консервационному оформлению — 6 видео есть на ютьюбе. Для удобства тех, кому неудобен vpn, я перенесла их в VK видео.

◾️ Если прямо сейчас смотреть весь курс нет времени или желания, для понимания, как монтировать на т-образные петли, достаточно посмотреть это видео:

Монтаж бумажной работы на Т-образные петли в паспарту

◾️ Там есть момент, который можно по невнимательности пропустить — он в самом конце, но важный.
Необходимо оставлять свободной «шею» петли, клеить ленту к работе не в край (если посмотрите видео, поймете, о чем я). Это исключит деформацию работы по верхнему краю.

◾️ Скрины из видео ниже, но без просмотра ролика они бесполезны. Могут пригодиться при первом монтаже, чтобы вспомнить технику.

Скриншоты из видео про монтаж бумажной работы на Т-образные петли в паспарту. Это 4 видео курса «Консервационное оформление» компании «Неоарт»

Скриншоты из видео про монтаж бумажной работы на Т-образные петли в паспарту. Это 4 видео курса «Консервационное оформление» компании «Неоарт»

***

Автор статьи — фотохудожник Екатерина Кастальская
ВК — https://vk.com/kastalskayaekaterina
ТГ — https://t.me/ekaterinakastalskayaart

Показать полностью 1 1
6

Портфолио художника. Как избежать ошибок при составлении

Портфолио художника. Как избежать ошибок при составлении

Друзья-художники, хочу поделиться с вами статьей про портфолио, которую написала моя супруга Катя Кастальская. Статья немаленькая — рассказывает о структуре и оформлении, о чем писать в artist statement, про тонкости cv, варианты последовательностей показа работ, нужны ли тексты к работам и проектам, и как их оформлять, про важность фотодокументации персональных выставок и проектов.
Ну и конечно — про возможные ошибки составления портфолио, и как их избежать. Буду рад, если окажется полезной.

_________________________________________________________________________________________________

🟦 Наконец дописала статью про то, как художнику составить портфолио, на что обратить внимание, какие бывают ошибки, и как их избежать — vk.com/@kastalskayaekaterin...Я написала ее по мотивам многих текстов в интернете, блогов в телеграм, видео на ютьюбе, обсуждений в чатах художников, личных разговоров и собственного опыта.
Отдельно хочу поблагодарить Наталью Серкову t.me/natalyaser... за ее канал и видеозаписи с портфолио-ревю на ютьюбе.Буду рада, если эта статья облегчит оформление портфолио, написание artist statement и cv всем художникам, кто ее прочитает. В ней есть заметки в том числе для художников, работающих с медиумом фотографии. Ну и приглашаю к обсуждению в комменты, само собой) Помните, как в первый раз составляли портфолио? )

_________________________________________________________________________________________________

На сегодняшний день у меня не получилось найти в интернете внятных направляющих рекомендаций по этому вопросу в одном месте в виде текста. Информация довольно разрозненна, неоднозначна, неструктурирована, а иногда вообще написана копирайтерами, которые не в теме, и просто перепощивают друг у друга непроверенную инфу.

Конечно, на ютьюбе есть видеозаписи с разборами портфолио, плюс некоторые кураторы в своих блогах дают короткие аудиокомментарии на присланные им портфолио, но этого, на мой взгляд, недостаточно.

Друзья, если у вас есть что добавить по этому вопросу, буду рада комментариям https://vk.com/wall-224712418_609.
Хочу сразу предупредить, что статья довольно длинная, потребует времени на прочтение. По сути это целая методичка.

Портфолио художника — это его визитная карточка. Оно отвечает за то, как художника воспринимают кураторы, галеристы, все те, кто отсматривают заявки на опен-коллы.

Размер, формат и дизайн портфолио

✔️ Портфолио необходимо отправлять в виде файла PDF, не в виде ссылки на файлообменник. Поэтому если файл получился больше 25 мб, его необходимо сжать или сократить портфолио, чтобы файл поместился в письмо.

✔️ Есть разные мнения насчет количества страниц в портфолио. По одному из них нужно постараться уместиться в 15–20 страниц, чтобы портфолио досмотрели до конца, по другому — 20-30 тоже вполне ок, и даже 40 терпимо.
В любом случае не стоит размещать больше 1–2-х, максимум 3-х картинок на странице. Если картинок на странице будет много, то они, естественно, будут меньше размером, и зритель не сможет их как следует рассмотреть. А ведь портфолио — это в первую очередь про них, про картинки.

✔️ Золотое правило портфолио художника — не использовать в оформлении дизайнерских приемов, колонтитулов, сносок и тому подобного. Оптимально, когда портфолио оформлено максимально просто — фон белый, текст черный, ничто не отвлекает от текста и работ. Портфолио — утилитарный документ, любые красивости усложняют его восприятие.

✔️ Фото автора — может ли быть в портфолио? Да, конечно, если есть желание. Фото нужно максимально нейтральное, похожее на то, как снимают на документы, без стилизаций любого рода. Также это может быть портрет на фоне собственного творчества.

✔️ Какие шрифты использовать? Самые простые и понятные для восприятия, можно дефолтные. По количеству 1-2, не больше. Блоки текста удобнее читаются, когда они напечатаны шрифтом с засечками, но это не обязательно.

Структура портфолио

Из чего состоит портфолио художника?
Контактная информация, био, artist statement, cv, портфолио с картинками (фото, сканы).

Контакты художника

Должны быть написаны в самом начале: номер телефона, e-mail, сайт, если есть, активные ссылки на соцсети.

Био

Краткая биография — опциональный, необязательный блок.
Обычно краткую биографию пишут, чтобы как минимум был понятен город, в котором живет и работает художник. Это может иметь значение для возможной будущей логистики работ.

Био пишут от третьего лица: где и когда художник родился, какое и в каком городе учебное заведение закончил, где живет и работает сейчас. Если художник резидент какой-то галереи, об этом тоже можно написать в био.

Информация о том, что автор портфолио — художник, воспринимается в био как лишняя, читающему это понятно и так. А медиумы и материалы, с которыми художник работает, будут перечислены в стейтменте сразу после био.

Artist statement

Это ключевой текст о творчестве художника. Он является своего рода концептуальной рамкой, в которую человек, просматривающий портфолио, потом поместит увиденные им работы.
Поэтому стейтмент нужно написать по возможности хорошо и понятно, и понятно не на уровне интуиции и догадок.

✔️ Стейтмент должен соответствовать работам, показанным в портфолио. Если направление творчества художника меняется, нужно переписать и стейтмент.

✔️ Комфортный для читающего размер artist statement — 120–150 слов, 3–4 абзаца.

✔️ Можно писать от третьего и от первого лица. Часто рекомендуют писать от первого, вроде как это вызывает доверие читающего, но на мой личный взгляд этот вопрос непринципиален — при прочтении чужих стейтментов я никакого повышенного доверия не испытывала при виде местоимений первого лица.

✔️ Намного важнее, чтобы в стейтменте не было общих слов, прилагательных в превосходной степени, чужих цитат, очевидностей — того, о чем можно не говорить, что видно и так, умничанья, нелогичности и растекания мыслью по древу.
Классический совет — дать почитать стейтмент другу со схожим вокабуляром, образованному гуманитарию, но не знакомому с языком художественной среды. Скорее всего, места, ему непонятные, будут нуждаться в расшифровке.

✔️ Примеры работ в стейтменте не указывают.

✔️ Не стоит использовать модернистских «измов» и прямых отсылок к ним (сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и т. д.) — ни в artist statement, ни в описаниях работ в блоке портфолио.
Сейчас другая эпоха, ныне живущие художники работают в других условиях и в другом контексте, создают другое искусство. Вряд ли работы современного художника что-то приобретут от прямого сравнения с классическими образцами одного из тех течений. Кураторы и галеристы знают историю искусства, возможную связь они увидят сами.

✔️ Также не нужно ссылаться на других художников, если проекты непосредственно с ними не связаны.

✔️ Словесные конструкции, с помощью которых удобно структурировать стейтмент: художник работает с (темами), художника интересует, художник изучает, исследует, погружается. Их можно использовать на стадии написания черновика для формирования логической структуры стейтмента по схеме, приведенной ниже. А уже в процессе редактуры никто не мешает заменить их или переформулировать, если конкретно эти конструкции кажутся шаблонными.

Artist statement состоит из двух частей

🟦 1 часть artist statement

Сначала нужно сказать, с какой темой, большой общей темой работает художник, если центральных тем несколько, перечислить их.
Примеры тем, чтобы было понятно, что имеется в виду: детство, одиночество, вера, телесность, чувствительность, экология, социальная проблематика. Тем, конечно, значительно больше, примеры тут только для ориентирования.

После необходимо рассказать подробнее о личном восприятии художником обозначенных тем. Читающий должен понять отношения этого художника с интересующими его темами: что именно своего, специфического он в них находит. Написать этот абзац нужно максимально понятно, прозрачно, а не отвлеченно и с использованием общих слов. Можно пояснить, из каких сфер мысли и рассуждения художника по этой теме — психологический ли это момент, социальный, политический и т. д.

В зависимости от стиля первая часть artist statement будет объемом в один или два абзаца.

🟦 2 часть artist statement

Рассказ о методе художника — самая важная часть стейтмента. Прочитав его, мы поймем, как именно художник обращается с темой/темами, обозначенными в первой части.

Описание метода состоит из двух частей: концептуальной и формальной.

Формальная часть идет в конце, третьим или четвертым абзацем, и включает в себя описание техник, медиумов и материалов.

Концептуальная часть (второй или третий абзац artist statement) дает понимание читателю, какого эффекта пытается добиться художник, какой смысл, идею пытается донести и за счет чего он это делает. Здесь художник связывает тему, с которой работает, и технику, в которой работает.
Если в работах создается какой-то нарратив (повествование, рассказ), то нужно объяснить, какой цели хочет добиться художник с помощью этого нарратива в рамках работы со своей темой.

В идеале у человека, читающего artist statement, через него получается понять специфический ход мыслей художника.

CV

Сurriculum vitae — творческий путь художника, изложенный по принципу резюме, то есть от настоящего к прошлому. Этот принцип касается всех блоков cv.

Возможные блоки CV

◼️ блок образования, если есть
◼️ блок индивидуальных выставок, если есть
◼️ блок избранных групповых выставок. Даже если пишем все выставки подряд из-за небольшого их количества, все равно можно добавить слово «избранные», так делает большинство художников. Если выставка кураторская, можно при желании указывать куратора.
◼️ блок резиденций, если есть
◼️ если есть существенные награды, участия в ярмарках, публикации, гранты, стипендии, о них тоже пишем в разделе cv.

✔️ В cv особенно важно следить за форматированием текста, чтобы его было удобно читать. Названия выставок одного года не должны слипаться. Для этого нужно не забывать работать с интервалами между абзацами и строками.

✔️ Даты и месяцы выставок писать не нужно, достаточно года.

✔️ Как писать про выставку?
Название, место проведения (название локации), город, страна (если нужно по смыслу), куратор (если хотите указать). Год обычно пишется один раз в виде подзаголовка перед перечислением выставок, прошедших на его протяжении.

Если место проведения выставки — оффсайт пространство (вне галереи, вне какого-то помещения с названием), пишем, что это оффсайт-выставка.

Оффсайт (off-site) выставкой может быть выставка на природе, на улице, на территории заброшки, у себя дома, если она качественно задокументирована и является художественным проектом, кураторской выставкой, где куратор — сам художник или группа художников.
Можно придумать название своему личному пространству, комнате дома — например, «Арт-пространство N», «N space», и там создавать выставки, красиво их фотографируя.

✔️ Как писать про публикации?
Если это печатное издание, обязательны выходные данные, чтобы его можно было найти.
Для онлайн-изданий нужна активная ссылка.

✔️ CV необходимо своевременно обновлять.
Также информацию, попадающую в cv, нужно фильтровать, убирая со временем менее значимые выставки и оставляя лучшее.

Портфолио с работами

В портфолио показываются самые лучшие работы и проекты.
Фото и сканы должны быть в высоком разрешении, чтобы при приближении можно было рассмотреть детали.
Обычно в портфолио размещают работы, созданные не раньше, чем за 5 лет от настоящего момента.

Варианты последовательности показа работ

✔️ Самый распространенный — по принципу обратной последовательности от свежих к ранним. Если есть длящиеся проекты, начатые давно, их можно показать вначале — так обычно и делается.
Естественно, если работы объединены в проекты, их нужно показывать попроектно.

✔️ Если художник работает с разными медиумами, можно добавить группировку по медиумам. Внутри этих групп также придерживаться последовательности от свежих к более ранним работам/проектам. Первым выбрать самый эффектный, самый характерный медиум.

✔️ Если художник работает с медиумом фотографии, размещать работы имеет смысл только проектами с сопровождающими текстами к каждому. Отдельные фотографии в современном искусстве, где от художника требуется высказывание, не работают и вряд ли кому-то из кураторов будут интересны.

✔️ Альтернативный вариант показа работ в портфолио — начать с персональной выставки/выставок. То есть сначала показываем картинки с 2–3-х персональных выставок, а потом уже работы/проекты по хронологии от настоящего к прошлому.
Конечно, так делать необязательно, даже если персональные вставки уже были, это опция.

Картинки в портфолио (фото, сканы)

✔️ Со сканами вопросов обычно нет, но если публикуются фотографии работ, есть определенный стандарт презентации. Согласно ему работы для показа должны быть сфотографированы на нейтральном фоне, а фото вставлены в портфолио. Не нужно обтравливать сфотографированные объекты в фотошопе.

✔️ На одной странице может находиться 1 или 2-3 картинки. 4 картинки на странице — допустимо с большой натяжкой. Большее количество размещать не нужно, так как это лишит зрителя возможности рассмотреть подробности сфотографированных работ.
Кроме того, размещение большого количества работ на одной странице создает ощущение обесценивания художником своего творчества.

Атрибуция работ в портфолио

✔️ Атрибутировать необходимо каждую работу.

✔️ Как пишутся выходные данные работы?
Название (точка после не ставится), ниже материалы, размер в сантиметрах (не формат типа А4, А3 и т. д.), год.
Если на одном фото показано несколько работ с общим названием, пишем одну атрибуцию и добавляем слово «каждая» после указания размера.

✔️ Атрибуция серии: название, ниже слово «серия», ниже год, материалы.
Каждую работу в серии атрибутируем, как написано в пункте выше.

✔️ Кавычки в названиях работ и серий можно не ставить, оставляя только выделение толщиной и/или размером шрифта. Отсутствие кавычек упрощает визуальное восприятие.

✔️ Атрибутирующие подписи должны быть оформлены и расположены единообразно относительно картинок во всем портфолио.

Тексты к работам/проектам

✔️ Нужны ли такие тексты в портфолио? Необязательно, но иногда они необходимы.

Если изображенное на работе или в проекте соответствует теме и методу из artist statement, и все понятно, то текст не нужен.
Если нужны объяснения, чтобы уловить связь работы со стейтментом, то текст нужен.

✔️ Какой текст пишется к работе/проекту в портфолио?
Простой описательный текст небольшого размера, до 100-120 слов. Он понятно, четко и структурированно, нейтральным языком описывает проект или работу, показывает, как ее нужно читать. Такой текст не атрибутируется.

✔️ Если к работе или проекту хочется написать метафорический текст, творческий текст-вдохновение, а не нейтральный и сухой, его нужно подписать как «текст к проекту», «текст к работе».
Если другой человек написал текст к проекту, и есть желание поместить его в портфолио, это тоже можно сделать, атрибутируя его как «текст такого-то человека».
Такие тексты являются частью работы или проекта, именно поэтому нужна их атрибуция.

✔️ К фотопроектам текст нужен всегда.
Для портфолио, как и для подачи заявок на конкурсы, используется короткий вариант — примерно 500 знаков, так как форма подачи заявок обычно ограничена этим количеством.
Длинный вариант текста пишется для публикаций в журналах и СМИ.

Текст к фотопроекту отвечает на вопросы:

◾️ Кто/что на фото?
◾️ Где снимался проект? Обычно нужно обозначить хотя бы регион.
◾️ Когда снимался проект? Бывают исключения, когда идея проекта требует стереть время, но чаще всего об этом нужно писать.
◾️ В чем ценность фотопроекта для вас, и чем он может быть ценен другим?
◾️ В чем актуальность проекта?
◾️ Почему вы выбрали эту тему, чем она близка вам? Возможны объясняющие истории из личной жизни.

Текст к фотопроекту должен быть содержательным, логичным, связным, без узкоспециальных терминов и без отсылок к авторитетам.

Оформление в портфолио персональной выставки

✔️ Если есть фото общих планов с персональной выставки, подписываем их «вид экспозиции» или не подписываем вообще по желанию. Их размещаем вначале.

✔️ Если текст к персональной выставке не свой, кураторский, его нужно атрибутировать как «текст куратора такого-то».
Свой текст к выставке, если он творческий, метафорический, а не текст-описание, тоже атрибутируется как «текст к выставке».

✔️ Если есть полная документация к персональной выставке, можно с активной ссылкой где-то сбоку/внизу об этом написать: «полная документация к этой выставке на сайте ... ссылка» / «вся документация доступна по ссылке».

✔️ Если выставка проводилась в оффсайт пространстве (дома, на улице, на природе, на заброшке), документацию — красивые стильные фото, можно поместить прямо в портфолио.

Если фото много, и нет своего сайта, куда можно загрузить всю документацию, рабочий вариант — создать на яндекс-диске папку. Залить туда пронумерованные и подписанные фото, файл с выходными данными выставки и текстом к ней, и в портфолио разместить активную ссылку.
Этой ссылкой можно делиться и в других случаях, когда возникнет необходимость.

Оффсайт-проекты — это проекты, реализованные в формате выставки где-угодно. Их можно и нужно создавать, наполняя свое портфолио, если медиум и стиль работы это позволяют. Часто такие проекты необычным образом работают с пространством, их интересно рассматривать.

Про подобные проекты так и пишем в портфолио — «оффсайт-проект». Необязательно писать «проект реализован в личном пространстве художника», если проект реализован дома, и этот момент не принципиален с точки зрения концепции.
Естественно, подписи к фотографиям с оффсайт-выставки должны быть соответствующими — «общий вид экспозиции», а не «общий вид комнаты».

Про важность документации персональных выставок

Выставки со своими проектами желательно максимально хорошо документировать/фотографировать. Это важно, так как после того, как выставка закончилась, все, что останется у художника — это фотографии, которые он, собственно, и поместит в портфолио.
Проект может быть потрясающим, но после окончания выставки, если съемки не было, или она была проведена на низком уровне, никто больше не сможет его оценить.

Что значит хорошо фотографировать?

В целом ничего сложного:
◾️ светосильный объектив и/или съемка со штатива,
◾️ все вертикали вертикальны,
◾️ отсутствуют или минимальны искажения объектива и дисторсия,
◾️ людей на фото нет, если их присутствие не требуется концептуально,
◾️ есть общие планы, средние и крупные, сбалансированная композиция снимков.

Фотографий достаточное количество, чтобы получить эффект прогулки по выставке со сменой планов, приближения и удаления от объектов, с логичными и эстетичными углами съемок.
Размещать фото в порядке, имитирующем экскурсию по выставке — это позволит человеку, просматривающему их, легко и быстро визуализировать выставку, как будто он смотрит раскадровку фильма о ней.

Где посмотреть примеры съемки?
Можно на сайтах агрегаторов, например,
https://www.contemporaryartvenues.com/, https://www.ofluxo.net/, на сайтах некоторых галерей (в России почему-то мало кто выкладывает документацию к выставкам, я точно видела у ГЭС-2), ну и в телеграме есть каналы, специализирующиеся на фотографиях с выставок современного искусства.

Контакты в конце портфолио

Можно, но необязательно, особенно если они занимают отдельную страницу. Логика такая, что если уж портфолио долистали до конца, то точно не поленятся вернуться в начало.
Но тут каждый решает сам. В своем портфолио я продублировала контакты и в конце в правом нижнем углу последней страницы.

***

Автор статьи — фотохудожник Екатерина Кастальская
ВК — https://vk.com/kastalskayaekaterina
ТГ — https://t.me/ekaterinakastalskayaart

Показать полностью
8

Бесплатные конкурсы, программы и выставки для художников

Давно хотел собрать в одном месте информацию для художников о крупных российских конкурсах и программах, участие в которых бесплатно, а по итогам ваши работы могут быть выставлены на хороших площадках. Думаю, что систематизация этих сведений в единый список была бы полезна многим.

Мне бы это точно пригодилось и сэкономило кучу времени, но в интернете и соцсетях информация представлена в разрозненном виде, во всяком случае, я ни разу не встречал обобщенный список таких мероприятий. Пришлось делать самому))

Само собой, список далеко не полный. Поэтому, друзья, если вы обладаете информацией об интересных конкурсах и проектах, не упомянутых тут, приглашаю вас рассказать о них в комментах!

Я начну с тех, заявки на которые можно подать прямо сейчас или в ближайшее время, а закончу конкурсами, прием заявок на которые уже закончен в этом году, но можно их запомнить и поучаствовать в следующем или через год.

Экологический художественный конкурс «Флора и фауна стран БРИКС» от Творческого союза

Конкурс проходит прямо сейчас, прием заявок до 1 мая 2024 года.
Заявка на участие в конкурсе подается на сайте Творческого союза.
Также условием участия в конкурсе является публикация работы в контакте с соответствующими хэштегами.

В конкурсе есть категории с 12 до 15 лет и от 16 лет и выше. А в номинации «Арт-объекты из бумаги» категории, начиная с 4-х лет.

Номинации:
— ботаническое искусство #КонкурсБРИКС_ботанистика;
— анималистическое искусство #КонкурсБРИКС_анималистика;
— арт-объекты из бумаги #КонкурсБРИКС_бумага;
— природа Москвы #КонкурсБРИКС_Москва.

По итогам конкурса будет проведена выставка в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» в Москве.
Про этапы конкурса в сообществе Творческого союза.

VK+Эрарта

Это ежегодный совместный проект для непрофессиональных художников соцсети и известного петербуржского музея современного искусства. Конкурс проводится с 2020 года.
Темы прошлых лет: «Я, обо мне, про меня», «Моя страница», «Голос городов», «Генерируя искусство будущего».

Обычно для участия нужно опубликовать работу в своем открытом активном сообществе в контакте с хэштегом #authors_erarta. В 2023 году конкурс проходил с 5 июля по 6 августа. По итогам осенью проводится выставка в музее Эрарта.

Конкурс-премия Эрарта

Также санкт-петербургский музей Эрарта с 2023 года проводит конкурс-премию, присуждаемую по результатам зрительского голосования.
Конкурс-премия подразумевает денежные призы победителям и активным зрителям.
Результаты 2023 года (заявки на конкурс подавались в 2022 году).
Результаты 2024 года (заявки на конкурс принимались с 5 сентября до 15 октября 2023 года)

Заявка подается на сайте музея. Работы отобранных авторов-соискателей участвуют в специальной выставке в Большом зале Эрарты.
Также авторы, произведения которых попадают в шорт-лист и становятся участниками Эрарта Премии, получают денежное вознаграждение — в 2024 году от 50 000 рублей за участие до 500 000 рублей за 1-е место.
Кроме того, Музей Эрарта берет на себя все расходы по доставке и отправке отобранных произведений.

Как не пропустить опен-колл.

— Поставить себе напоминалку в телефоне.
— Подписаться на
сообщество музея в контакте: (помните, что посты любого сообщества VK изначально показывает только 10% подписчиков, из-за этого пост с опен-коллом может быть вами пропущен).
— Подписаться на
телеграм-канал музея.
— Подписаться на канал
Open call Россия в телеграм. Этот канал очень рекомендую в целом всем художникам, кто хочет участвовать в выставках, конкурсах, резиденциях. Там публикуется информация о разноплановых проектах, можно выбрать то, что подходит вам, и площадки и институции, которым могут подойти ваши работы.

Опен-коллы дома культуры «ГЭС-2»

«ГЭС-2» — это культурная институция и городское пространство, основная площадка фонда V–A–C в России. Находится в Москве по адресу: Болотная набережная, 15.

Институция предоставляет несколько бесплатных возможностей для художников:
Гранты для художников, кураторов и исследователей. Присуждаются на полгода по результатам рассмотрения проектов.
Резиденции для художников, проживающих за пределами Московской области и работающих в области современного аудиовизуального искусства, перформанса, театра, танца, хореографии, музыки, а также в сфере социально вовлеченного искусства.
Своды дают возможность художникам, дизайнерам, архитекторам, музыкантам работать над своими проектами в четырех мастерских, а также шелкографической, фото-, аудио- и видеостудиях.
Есть два варианта участи в Сводах: программы ColLab на полгода и клуб друзей, заявки в который принимаются постоянно.

Опен-коллы Выставочных залов Москвы

Сейчас, со 2 января до 31 августа 2024 года, принимаются заявки на 2025 год.

В конкурсе могут участвовать художники и кураторы как с персональными проектами (заявки на персональные выставки), так и групповыми. Жанры разные: живопись, графика, фотография, стрит-арт, видео-арт.

Также, полагаю, никто не запрещает отправить заявку напрямую в галерею Выставочных залов Москвы, которая вам понравилась, и по вашему мнению может подойти для реализации проекта.

Фестиваль «Время, вперед!»

Тема фестиваля «Время, вперед!» — искусство труда. Он проводится ежегодно в 2018 года.
Заявки на шестой сезон принимаются до 31 августа 2024 года.
Номинации: живопись, графика, скульптура и ДПИ, инсталляция.
В рамках фестиваля организуются выезды художников на заводы для создания эскизов.
По итогам отбора в начале следующего года проводится выставка в музее Новая Третьяковка в Москве. Победители получают денежные призы.

Конкурс международного фестиваля дикой природы «Золотая черепаха»

В 2024 году конкурс прошел в 18 раз.
Заявки принимались до 31 марта 2024 года в категориях «Фотография», «Живопись» и «Эко-плакат».
Моя работа «Волшебный Жако» прошла в финал конкурса в этом году в направлении «Живопись».
По итогам конкурса осенью проводится выставка в музее Новая Третьяковка в Москве.

Соцсети проекта:
ВК
Телеграм

«Красные ворота/Против течения» — академическая выставка-конкурс и исследовательский проект от Творческого союза художников России (ТСХР)

Выставка-конкурс «Красные ворота» проводится раз в два года. Реализуется Творческим союзом художников России и Поволжский отделением Российской академии художеств при поддержке Российского фонда культуры.

В основе проекта — методика европейского просветителя 17 века Яна Амоса Коменского, написавшего книгу «Мир чувственных вещей в картинках».
Художникам предлагается 10 тем для создания работ. Каждый автор может прислать не более 10 работ на 10 тем-объектов (1 тема —1 работа).
Вместе с заполненной анкетой, фотографиями работ необходимо прикрепить копию документа об образовании.

Заявки на 2024 год подавались до 29 октября 2023 года.
Соответственно на 2026 год можно будет создавать работы и подавать заявки в 2025.

По итогам отбора издается арт-энциклопедия с репродукциями работ участников, проводится выставка, вручаются именные премии.

Соцсети проекта:
ВК
Телеграм

Карельская биеннале от Творческого союза художников Карелии

Может заинтересовать, если вы живете на северо-западе страны, вам близки темы биеннале, или просто хотите поучаствовать в этих выставках. Проводится, как видно из названия, раз в два года.

Первая Карельская биеннале проходила с 18 декабря 2021 года до 27 февраля 2022 в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Тема — «Космос».

Вторая Карельская биеннале проходила с декабря 2023 года по март 2024 на трех площадках Петрозаводска: в Музее изобразительных искусств Карелии, в «Арт-Проспекте» и в Галерее промышленной истории.
Тема — «Энергетика сдержанности. Урбанизация, промышленность, Север».
Заявки на Вторую биеннале подавались с 1 марта по 1 августа 2023 года.

Соответственно Третью биеннале можно ожидать в 2025-2026 гг. Подача заявок предположительно будет проходить весной, в начале лета 2025 года.
Группа Карельской биеннале в контакте

Конкурсы от проекта Рустрендс

«Россия. Горизонты» — в этом году прием заявок проходил с 26 февраля до 15 апреля 2024 года.
Были следующие категории: визуальное искусство, дизайн одежды и аксессуаров, цифровой контент, культурный код, семья.
Выставка отобранных работ состоится с 10 по 15 июня 2024 года в музее Новая Третьяковка в Москве.

Также на сайте Рустрендс на 2024 год анонсирован проект «Русская душа» для работ с интегрированными в них элементами народных художественных промыслов России.

Соцсети Рустрендс:
ВК
Телеграм

Телеграм-канал конкурса «Россия. Горизонты»

Надеюсь, что эта статья вам пригодится. Если у вас есть информация о подобных конкурсах и программах, приглашаю вас поделиться этими полезными сведениями с другими художниками в комментариях к посту.

Показать полностью 10
12

Как правильно хранить акварельные картины

Акварель Кастальского Дмитрия «Черный аист», 36х48 см, 2022 г.

Акварель Кастальского Дмитрия «Черный аист», 36х48 см, 2022 г.

Если вы приобрели картину акварелью, обратите внимание на следующие моменты ухода за ней.

Не размещать акварельную работу под прямыми солнечными лучами

На солнце есть риск неравномерного выцветания пигментов.
Я использую акварельные краски Cotman Winsor & Newton, по тестам у них высокая светостойкость, но так или иначе стандарт размещения картин акварелью — там, где на них не падают прямые солнечные лучи.

Картина акварелью Кастальского Дмитрия «Беркут», 36х48 см, 2022 г.

Картина акварелью Кастальского Дмитрия «Беркут», 36х48 см, 2022 г.

Не вешать акварели в местах с повышенной влажностью и
в зонах с резким перепадом температур

Нарушение этого правила может привести к тому, что акварельная бумага деформируется.
То есть не нужно вешать работы в ванной — вряд ли кому-то придет в голову разместить акварель там, но на всякий случай проговорю.
И не над батареей.
А если у вас в квартире в стенах встроены трубы центрального отопления (обычно стены в этих местах теплые в отопительный период), то лучше выбрать другие места для размещения работ.
Если какая-то стена постоянно холодная — так бывает с внешними стенами угловых квартир, туда тоже не стоит вешать акварельную работу. Резкие перепады температуры снаружи передадутся на стену, а следом и на картину. Это может ей повредить.

Акварельная картина Кастальского Дмитрия «Скопа» 36х48 см, 2022 г.

Акварельная картина Кастальского Дмитрия «Скопа» 36х48 см, 2022 г.

Использовать паспарту при оформлении акварельной работы в раму

Паспарту вырезается в багетной мастерской на заказ из толстого картона. Благодаря ему картина не только лучше смотрится, но пластик/стекло рамы не соприкасается с бумагой.

Если у вас нет желания самому подбирать паспарту к работе, я могу сделать это за вас, заказать его в багетной мастерской и смонтировать в него работу. Стоимость паспарту зависит от типа картона, из которого он изготовлен.

Позже опубликую тут посты с рассказом что такое жикле, об отличиях паспарту из картона стандартного и консервационного качества, а также, для чего вообще нужно паспарту.

На видео жикле акварели Кастальского Дмитрия "Сокол сапсан" 2022 г. Выполнено на матовой арт-бумаге с фактурой акварельной бумаги. Паспарту 30×40 см.

Не касаться без нужды пластика/стекла рамы

Если работа монтировалась в раму самостоятельно, не в багетной мастерской согласно консервационному уровню оформления (это дорогой вариант, он требуется не всем), внутрь рамы при прикосновении к пластику/стеклу может всасываться пыль, так как рама с работой не герметична.

Пыли не запредельно много, но со временем она может стать заметна. Поэтому просто не стоит прикасаться к стеклу/пластику картины без особой нужды.

Не использовать малярный скотч для монтажа акварели в паспарту

Если вы планируете монтировать картину в паспарту самостоятельно, лучше делать это с помощью специальной бескислотной клейкой ленты. Малярный скотч использовать не стоит. От него со временем на бумаге появляются пятна.

Пыль с работы удалять пылесосом, мехами или мягкой кистью

Если на работе осела пыль, для очистки можно аккуратно использовать пылесос, не касаясь им бумаги. Также можно использовать меха или самую мягкую плоскую кисть флейц. Но это, пожалуй, не те предметы, которые есть в каждом доме, пылесосом будет проще)

E-mail: kastalskiidmitrii@mail.ru

Моё сообщество в ВК: https://vk.com/@kastalskii

Мой канал на ютьюб: https://www.youtube.com/@kastalskiidmitriiМой телеграм: t.me/kastalskii

Показать полностью 3 1
Отличная работа, все прочитано!