Эссе "Лезвие бритвы - Произведение нового типа. Часть 1: История создания и содержание"
Введение
Иван Ефремов — выдающийся писатель и учёный. О его, во многом невероятной, судьбе и цикле «Великого Кольца» я уже рассказывал в отдельном эссе, а сейчас я бы хотел обратить ваше внимание на «Лезвие бритвы», философский роман, в котором автор обращается к вопросам красоты, любви и устройства общества.
Итак, наливайте себе кофечай, ведь я прочитал «Лезвие бритвы» и мне есть что вам о нём рассказать.
История создания
Работа над книгой, включающая подготовку к публикации, заняла пять с половиной лет.
В письме Дмитревскому от 3 марта 1959 года писатель упоминает о своём плане написать «небольшую повесть», которая уже тогда называлась «Лезвие бритвы». Также он планировал создать несколько рассказов: «Камни в степи» и «Молот ведьм». Даже по названиям этих рассказов можно догадаться, что они станут частями итогового романа.
Работа над текстом началась в середине 1959 года. А к весне 1961 года стало ясно, что замысел превзошёл первоначальный план. Из переписки следует, что уже написанный текст больше относился к научно-популярному жанру. Тогда же писатель решил создать три сюжетные линии.
Основой индийской части романа стала другая повесть Ефремова «Тамралипта и Тиллоттама».
В основу линии итальянцев, которые искали корону Александра Великого, легла нереализованная идея повести «Корона Искандера».
Глава «Камни в степи», с которой начинается четвёртая часть романа, является углублённым развитием раннего рассказа Ефремова.
Сохранились свидетельства о том, как писатель работал: он проводил за письменным столом по десять, иногда — четырнадцать часов. Роман публиковался по частям в журнале «Нева», а отдельное книжное издание с цветными иллюстрациями вышло в 1964 году в издательстве «Молодая гвардия».














Различные варианты обложек в разных изданиях. Особо доставляют иностранные.
Сюжет
Перед началом пересказа сюжета крайне рекомендую вам лично ознакомится с данной работой.
Как вы уже видели в «Туманности Андромеды», Ефремов любит нелинейное повествование и множество сюжетных линий, а потому тут их целых три – аккуратно распределённых по шести структурным частям: прологу, трёх частях в которых существуют самостоятельные сюжетные линии и четвёртой где они соединяются, а также эпилогу.
Пролог
Действие пролога разворачивается в 1916 году на ювелирной выставке в Петрограде, где представлены аллегории Денисова-Уральского, которыми любуется мальчик Ваня, и нет это не главный герой, а сам Ефремов. Известно, что девятилетний Иван дважды побывал на этой выставке, но ко времени написания романа больше не видел коллекции и не представлял её дальнейшую судьбу. Примечательно, что аллегории произвели на Ефремова такое впечатление, что он с документальной точностью описал их спустя полвека.
Энциклопедия [Средне: Успех]: Аллегории Денисова-Уральского, «Воюющие державы», «Аллегорическая серия воюющих держав» — цикл статуэток, хранящийся в Пермской государственной художественной галерее. Статуэтки созданы из полудрагоценных камней и изображают участников Первой мировой войны.
Аллегория Бельгии. Бельгия (союзница) изображена в виде льва в агрессивной позе. Лев — часть герба этой страны. Фигура выполнена из прозрачного раухтопаза, постамент — из плотного мориона. Впереди, как и во всех статуях, прикреплена пластина с гербом.
Аллегория Австро-Венгрии. Австро-Венгрия (противница) выполнена в виде мартышки, сидящей на краю разбитого корыта. Она почёсывает затылок, глядя на «разбитый» герб Австрии. Фигура выполнена из яшмы, корыто — из серого известняка.
Аллегория Болгарии. Болгария (противница) изображена в виде вши, пьющей кровь из человеческого сердца. На голове у неё — военная фуражка болгарского царя Фердинанда I Кобургского. Вошь выполнена из халцедона, сердце — из стеклоподобного пурпурина.
Аллегория Великобритании. Великобритания (союзница), изображена в виде морского льва (олицетворение величественного покоя и могущества морской державы). В зубах рыба с головой свиньи — это Германия. Фигура выполнена из обсидиана, рыба из волокнистого кварц
Аллегория Германии. Германия (противница). Кайзер Вильгельм II сидит на высоком трёхступенчатом троне с надписью WILHELM II, верхом на свинье, лежащей на большой белой подушке. По периметру трона помещены рельефные изображения человеческих черепов и костей
Аллегория Италии. Италия (союзница) в образе капитолийской волчицы выполнена из уральского гранита, постамент — из белого и серого мрамора.
Аллегория Сербии. Сербия (союзница) изображена в виде ежа с обсидиановым брюшком, с агрессивно выставленными иглами из латуни. Основание выполнено из письменного гранита.
Аллегория Турции. Турция (противница) изображена в виде серой жабы с турецкой феской на голове. Её передние лапы скованы металлической цепью, во рту — снаряд. Жаба — из серой вулканической породы, основание — из лазурита с пиритом. Г
Аллегория Франции. Франция (союзница) изображена в виде фигуры Марианны, которая опирается на щит с изображением галльского петуха.
Аллегория Черногории. Черногория (союзница) изображена в виде орла на вершине горы. Орёл, геральдическая фигура страны, выполнен из дымчатого кварца, а гора — штуф изумруда в слюдите.
Аллегория Японии. Япония (союзница) изображена в виде гранитного сокола, сидящего на металлической перчатке на малахитовой скале.
Ангел мира. Крылатый ангел попирает орудийный снаряд и извивающуюся змею на цепи с головой императора Вильгельма II. Ангел выполнен из белого кварца, змея — из серого плойчатого кварцита. Скульптурная группа была, вероятно, установлена на шаре.
Аллегория России — медведь в скульптурной композиции «Балансирующая Россия» (похищена из музея в 1933 году). Остался лишь гравированный земной шар из горного хрусталя.
Германия (в виде свиньи, убегающей с награбленным добром — утеряна в 1944 году на выставке в Нижнем Тагиле).
«Апофеоз войны» — не сохранилась.
При этом подлинные воспоминания причудливо сочетаются с вымыслом: на этой же выставке, согласно сюжету, впервые представлен странный серый камень, который, как выясняется, воздействует на психику.
«Корни гнева»
Основное действие романа начинается в 1961 году. В начале первой части врач-хирург Иван Гирин, исполняя волю погибшего на войне шестнадцать лет назад друга, ищет статую, которую тот изваял.
По описанию статуя похожа на работу Сергея Конёнкова «Девушка»:
Обнаружив статую, Гирин вспоминает, как девятнадцатилетним юношей летом 1933 года в деревне, куда был отправлен для исследований, увлёкся девушкой Анной, попавшей в очень сложную ситуацию: отца Анны — коммуниста-активиста — во время коллективизации убили кулаки и подкулачники, мать слегла от переживаний, чем пользуется группа местных асоциальных элементов. Это натолкнуло Гирина на идею излечения от психического паралича по методу Аствацатурова, сымитировав нападение «кулаков», роль которых исполнили местные комсомольцы.
Энциклопедия [Средне: Успех]: Михаил Иванович Аствацатуров— советский медик, нейрохирург и нейротравматолог
Опыт удался, но мать и дочь вынуждены покинуть деревню. Гирин познакомил Анну со скульптором Прониным, за которого она вышла замуж, стала исполнительницей народных песен и погибла на войне, как и её муж. Гирин устраивает выставку скульптуры и в ответ на ханжеские речи критиков произносит страстный монолог о биологической целесообразности понятия красоты, который можно по праву назвать важнейшей частью всего произведения. На выставке Гирин знакомится с молодой гимнасткой Симой — Серафимой Юрьевной Металиной — они взаимно влюбляются и постепенно сближаются, постоянно дополняя друг друга как в жизненных взглядах так и в околонаучных беседах.
Параллельно с этим развиваются ещё несколько сюжетных линий: эксперименты Гирина, переквалифицировавшегося в нейро-физиолога, его помощь различным больным, с необычной симптоматикой, отношения его со старым другом геологом, а также отношения Серафимы с её подругой Ритой, которая является дочерью геолога и друга Гирина и вопросы влияния церковной морали на современную мораль и положение женщин.
«Чёрная корона»
Во второй части группа итальянцев: киноактёр Иво Флайяно, его подруга, неудавшаяся актриса и профессиональный историк Сандра, художник Чезаре Пирелли и его подруга Леа Мида, совместно с дядей Чезаре - Каллигари собирается на поиски алмазов в Африку, на Берег Скелетов. Помимо алмазов, они случайно обнаруживают останки кораблей, как позже выяснится это корабли Неарха — полководца Александра Македонского, который после смерти своего царя отплыл со всем флотом в неизвестном направлении.
Главной находкой оказалась таинственная чёрная корона из Индии, надев которую, великий завоеватель забыл о цели своего похода и возвратился обратно, после чего умер. Авантюристам действительно удаётся найти корону, усеянную странными серыми камнями, которую Чезаре прячет под водой. Леа надев корону, испытывает частичную потерю памяти, как в дальнейшем предположат герои: камни расположены так, что воздействуют на кору больших полушарий. Эти свойства камней привлекают преступников, а также спецслужбы: в окружении итальянцев появляется некий «профессор археологии» из Турции — Вильфрид Дерагази, как выяснится позже с талантом к внушению. В результате Сандра, Чезаре и Леа бегут из Южной Африки в Индию первым же подходящим авиарейсом.
Энциклопедия [Сложно: Провал]: Хоть убейте я не нашёл никаких указаний на эту легенду. Если кому-то известно поделитесь.
«Торжество тигра»
Две вводные главы посвящены Гирину и геологу Иверневу, которого командируют в Индию. Гирин оказывается также втянутым в шпионскую историю, когда иностранный гипнотизёр Дерагази начинает обхаживать подругу Симы — Риту, и Ивану приходится использовать свои способности к внушению, чтобы противостоять таланту Дерагази.
У Ивернева тоже всё не слава богу, он при странных обстоятельствах знакомится с девушкой Татой, которая совершенно случайно оказывается дочерью товарища отца Ивернева по экспедициям. Они влюбляются друг в друга, но на кануне свадьбы девушка пропадает, а все ниточки тянутся к архиву отца Ивернева и странным серым камням, украденным из запасника геологического музей, которые подозрительно похожи на камни из чёрной короны .
Главные герои третьей части — индийский скульптор Даярам Рамамурти и танцовщица Тиллоттама, девушка низкой касты, которую во время индо-пакистанского конфликта угнали в рабство и которую её хозяин — португалец Трейзиш — снимает в эротических фильмах. Пытаясь избавиться от любовного наваждения, по совету гуру Витаркананды, Даярам уезжает в предгорья Ладакха, чтобы подвергнуться заточению в пещере без звуков и света. Но сила любви заставила его вернуться в Мадрас и при помощи знакомых нам итальянцев, которые ищут в Индии способ излечить Лею, и местных йогов вырвать Тиллоттаму из рук преступников. Они сочетаются браком, и Даярам исполняет свою мечту – создаёт скульптуру олицетворяющую красоту женщин Индии, натурщицой выступает его свою возлюбленная.
В освобождении, пусть и не напрямую помог и знакомый нам советский геолог Ивернев, с которым они ещё раз сталкиваются уже в Дели где Ивернев и итальянцы спонсируют Даяраму, чтобы тот отлил образ Тиллоттамы в бронзе. Колоссальный успех выставки зеркален демонстрации статуи Анны в Москве
А итальянцы тем временем доверились Иверневу, который разгадывает большую часть загадок: впервые соотнеся камни, легенду и болезнь Леи, профессора Дерагази, Тату и архив отца и многое другое, а также обнадёживает итальянцев, говоря что им нужно будет пообщаться с Гириным, который должен приехать на научно е мероприятие в Индии.
«Лезвие бритвы»
В четвёртой части Гирин экспериментирует с ЛСД и помогает сибиряку Иннокентию Селезнёву избавиться от галлюцинаций, которые он видит после войны, тем самым воскресив память предков – генетическую память прошлого. Далее его приглашают в Индию и Сима едет вместе с ним, но уже в качестве жены.
В Мадрасе они знакомятся с итальянцами и индийской четой. Гирин окончательно ставит точки над «i» во всех сюжетных линиях, подтверждая теорию, о свойствах камней и побуждающий Чезаре достать её со дна моря и передать в надёжные руки исследователей, нескольких стран.
Ближе к финалу происходит несчастье: приближённый Трейзиша Ахмед — стреляет в художника, но его закрывает собой Тиллоттама. Несмотря на весь свой опыт, Гирину не удаётся спасти жизнь танцовщицы.
Позже Иван обсуждает с Витарканандой преимущества йоги и индуизма перед религиями Запада для будущего общественного развития, а также сопоставляет их с диалектикой.
Эпилог
Индийское правительство передаёт Советскому Союзу один из кристаллов короны для изучения, слагающий их минерал когда-то открыл отец Ивернева, и сейчас его сын и старый друг-геолог ищут в его записях упоминания об их месторождении, за которыми охотился Дерагази, а Гирину предстоит возглавить целый научный институт.














