Серия «Школьный альманах»

834

Школьный альманах #77. Ошибка идентификации

Работаю учителем информатики уже четвёртый год.

Как я уже писал ранее, у меня есть рабочий номер телефона и привязанные к нему WhatsApp и Telegram.

Конечно, официально мы с детьми должны общаться только через электронный журнал. Но я же стараюсь быть ближе к молодёжи, плюс бывают экстренные ситуации, да и поломки журнала никто не отменял. Всякое бывает.

Если вдруг так случается, что кто-то пишет мне на личный номер (а откуда-то они его все равно достают), на вопрос я отвечаю, потом даю контакт, куда НУЖНО писать. И блокирую. Всё-таки личное пространство - это важно.

Но под конец четверти случается прекрасное.

В одном классе массово не сдают последнюю домашку. Что ж, вынужденно ставлю единички в журнал. Авось всё же пришлют.

На следующий день поздно вечером - три непрочитанных в телеге. В ЛИЧНОЙ!

11 вечера. Уроки уже все прошли. Для меня фактически уже начались каникулы. Оценки в журнал уже выставлены. Завтра самолёт. Кто я - всё ещё учитель или уже свободный отдыхающий человек?

Что ж.

Первый диалог. Девушка здоровается, представляется, присылает работу. Что ж, не вопрос, оценил, перенаправил на рабочий аккаунт, заблокировал.

Второй. Парень присылает приветственный стикер и работу. Пишу коротенькое письмо о том, что желательно бы представляться при первом письме. По фотографиям понял, кто это. Домашку оценил, перенаправил на рабочий аккаунт, заблокировал.

Третий. Снова приветственный стикер, снова работа. Название файла не оформлено, там какая-то ерунда. По имени пользователя и по никнейму не получается узнать человека. По фотографиям тоже - там одни мемы. Автор, даю тебе последний шанс - смотрю свойства документа, авось там что-нибудь есть. Увы, там просто User.

Извини, дорогой мой ученик. Есть всё-таки определённые нормы по отправке работ, в т.ч. и этические.

И я поступил так, как учил детей сам. Неизвестный вам аккаунт присылает вам непонятный файл? Вы не можете однозначно идентифицировать автора сообщения? 99%, что это какой-то мошенник. С такими у нас разговор короткий.

Удалить диалог - заблокировать - сообщить о спаме - сделать вид, что ничего не было.

Так и сделал. Ни о чём не жалею)

Показать полностью
541

Школьный альманах #78. Слухи и сплетни!

Работаю учителем информатики уже четвертый год.

Как-то раз до 7 вечера задержался в школе: то ли готовил что-то, то ли домашки проверял.

Выхожу. Во дворе школы встречаю стайку детишек, которые явно куда-то направляются всей компанией. Случается диалог:

- Тимофей Алексеевич, здравствуйте! А вы куда идёте?

- Ну, думал в КФС поесть сейчас и домой.

- О, а мы тоже туда собираемся!

- Ну... пошли, что ли.

Ну а что ещё делать?

Пришли, посидели нормально. Даже немного пообщались. Одной девчонке не хватило пары рублей на какой-то там бургер - не вопрос, приложил ей свою карточку. А что, ребёнку голодать, что ли?

Она мне потом на следующий день наличными эти деньги принесла. Хоть я и не рассчитывал)

История как история. Что здесь интересного вообще?

Через пару дней меня вызывает к себе завуч и спрашивает, что происходит. Я, естественно, уже и думать забыл про это всё.

А оказывается, дети рассказывают, что я их сам поесть пригласил, да ещё и угощал...

Ну вы поняли.

Конечно, завучу я ситуацию объяснил.

И на этом зарёкся с детьми вне школы пересекаться)

Показать полностью
19

Школьный альманах #76. Обман системы в стихах

История из серии "как обмануть систему". Ну или о чёткой постановке ТЗ.

Проходили ребята на уроке литературы поэтов Серебряного века. Ну и первым домашним заданием было выучить какое-нибудь произведение на выбор. Разумеется, среди 20 человек нашёлся парень, который гордо выучил самое простое стихотворение Маяковского и продекламировал у доски:

Ешь ананасы, рябчиков жуй —
День твой последний приходит, буржуй!

Ну это ж тоже произведение, верно? Законченное, со своей мыслью. Отчего ж не рассказать?

Но всех переплюнул мой знакомый, со слов которого и была записана эта история. Наш герой гордо выходит и перед всем классом читает, с выражением:

Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз

А что? Это, между прочим, в 1913 году футурист Крученых написал. Серебряный век? Да. Произведение есть? Тоже да :)

Показать полностью
2122

Школьный альманах #75. Вспышка кори

Работаю учителем в школе третий год.

Недавно произошёл случай, который поверг нас с коллегами в шок и будто бы отбросил в Средневековье.

Семиклассница заболела корью.

Корь. Вы чувствуете, как это звучит? Это же что-то очень старое, нафталиновое, давно выброшенное на свалку истории! Примерно так же для моего уха звучат слова "чёрная оспа", "чума", "коклюш"... Да блин, какая корь??? Всем же в детстве прививку делают, ну вот эта, которая 3 в 1: корь, краснуха, паротит.

Оказалось, что не всем. После заболевшей девочки начали проверять других детей, и оказалось, что во всей школе более трети ребят не привито от кори!

Выстроились очереди в медицинский кабинет, седьмой класс перевели на карантин, туда же двинули всех непривитых детей, классы полупустые, мы мучаемся с тем, чтобы всем так или иначе дать материал, а на карантине в том числе и те дети, которым скоро сдавать экзамен.

А всё из-за идиотов, которые не сделали своему ребенку прививку.

(разумеется, никаких претензий к тем, у кого медотвод)

Ну и важный вопрос стоит поднять -- а почему у нас в школы и в детские сады в принципе пускают не привитых без уважительной причины детей?

Показать полностью
378

Быть молодым учителем - это весело!

... когда папа путает вас с младшим братом, кто должен идти в школу, а кто в институт...

... когда у первоклашек мамы и папы едва ли не твои ровесники, а у ребят средней школы старшие братья и сёстры часто одного возраста с тобой...

... когда ты помогаешь всему педсоставу осваивать компьютерные технологии и нейросети...

... когда у детей появляется какой-то новый прикол, именно к тебе обращаются за пояснениями коллеги...

Третий год держу рекорд самого молодого учителя в своей школе. Так держать!

31

Дети и нейросети1

Работаю учителем информатики третий год.
В преддверии Дня космонавтики написал для детей этот текст. Выложу и сюда, на Пикабу.

В безумном торжестве технологий мы забываем, что самое главное — всегда оставаться Человеком с большой буквы Ч.

Развитие сервисов искусственного интеллекта и нейросетей резко обнажило один из главных человеческих пороков — лень. Зачем что-то делать самостоятельно, если можно попросить об этом электронный мозг? В отличие от нас, он никогда не устаёт, задачи выполняет беспрекословно и, самое главное, — быстро.

Все помнят последние строчки из песни:

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, счастлив человек.

Казалось бы, вот то, о чём мечтали ещё полвека назад. Наступило прекрасное Светлое будущее™.

Но сегодня я вижу, как потомки Гагарина и Королёва, преемники Попова и Сикорского, наследники великого прошлого... сдают сочинения и домашние работы, написанные нейросетями. ChatGPT, DeepSeek и им подобные правят бал — в работах многих очень хорошо видна механическая рука, бездушно воплотившая текст на заданную тему.

Нужно ли объяснять, чем это плохо? Или это всё равно будет воспринято как нудный бубнёж учителя в духе "а вот раньше было лучше" или "обленились, ничего сами не хотят делать"?

Всё проще. Сейчас нейросети воспринимаются детьми как палочка-выручалочка, некий "чёрный ящик", колодец желаний, в который можно закинуть монетку и получить требуемое.

Но такой подход ошибочен. Он ведёт к бесконечному паразитизму — сегодня нейросеть сделала за тебя задачку, завтра сочинение за тебя пишет робот, а через пару лет на экзамене ты уже мучаешься, пытаясь сделать то же самое.

А не получится. Знаний-то нет.

Поэтому уже в следующем году я буду на уроках рассказывать, как ПРАВИЛЬНО пользоваться нейросетями, чего категорически нельзя делать и, что самое главное — как правильно составлять запросы, чтобы ваше общение с ИИ вело не к паразитизму, а к симбиозу человека и технологий.

Нейросети — это инструмент, а не костыль.

***

От себя хочу спросить: а сами как думаете? Я со своей стороны подниму этот вопрос на педсовете и обязательно научу коллег распознавать тексты нейросетей - за их использование в работе будем ставить двойки. Ну а самих детей научим правильно составлять запросы - но только в благих целях, типа генерации картинок или идей.

Показать полностью
58

Записки юного учителя #74. Дай скатать 3В

История со слов коллеги, прекрасная.

В 3 «В» классе появилась светлая голова, которая организовала в телеге чат под названием «Дай скатать 3В». В этот чат были приглашены все третьеклассники, и, конечно, делились они на две категории -- списывающих и дающих списывать.

Однако совсем скоро всё изменилось. Создатель чата, ловко манипулируя отличниками, превратил добровольные домашки в принудительные -- в какой-то момент от них стали требовать скинуть домашку к определенному времени, иначе их из этого чата выкинут, забанят!

Вы можете сказать -- и что? Ну забанят и ладно, меньше проблем будет.

Но тут важен тот факт, что это был первый чат класса, в котором не было классного руководителя, а это важно, это некий сейф-спейс для детей, в котором они могут пообщаться, можно сказать, не боясь, что их услышат взрослые.

И вот представьте, что создатель этого чата, который пользуется большой популярностью в классе, угрожает забанить другого ребёнка, исключить его из этого неформального общества, превратить в изгоя! Да, это был сильный рычаг давления на отличников, которые теперь были вынуждены скидывать домашку не когда им захочется, а строго к нужному времени.

Разумеется, эта история как началась, так очень быстро и закончилась. С одним из отличников случилась натуральная истерика, он был в УЖАСЕ от того, что не успевает сделать домашку и скинуть её в чат. Ребенок, захлёбываясь слезами, идёт к родителям, где сбивчиво, непонятно, перескакивая с пятого на десятое, повествует родителям про страшный телеграм-чат, в котором его могут ЗАБАНИТЬ!

Родители, конечно, сначала не поняли, в чём страх избавления от вечного давления со стороны троечников, но увидели одно: ребенку плохо. Поэтому, успокоив его, всё выяснили более подробно и пошли к классному руководителю. Там разобрались с ситуацией в целом и затем начали говорить с зачинщиком.

Формально, ему и предъявить было нечего. А действительно, что он такого сделал? Сам ребенок говорил так:
-- А что? Ну ребята либо списывают, либо скидывают. Если ни то, ни другое, то зачем они в чате? Их надо ЗАБАНИТЬ!

Решилась проблема очень просто -- уже другой, более добрый мальчик создал новый чат, в котором всех сделал админами. Конечно, если мне не изменяет память, при этом он всё равно мог их банить, но как-то этот вопрос уже не поднимался.

С манипулятором поработали психологи.
Как-то так.

P.S. История записана со слов коллеги, так что всегда могут быть неточности. Как запомнил -- так и написал)

Показать полностью
79

Записки юного учителя #73. Робототехника: ДУШИТЕЛЬ

Работаю учителем информатики и робототехники третий год.

Собирают у меня, значит, первоклашки на робототехнике вентилятор.

Ну или как они сами его называют, МЕЛЬНИЦА!

Девочка Саша собирает его быстрее всех и, естественно, немного поигравшись с ним и посмотрев, как он крутится, начинает его модифицировать. Украшает лампочками, удлиняет лопасти, крутит снова...

И тут я, находясь у другого ребёнка, слышу какое-то негромкое "ЭЭЭЭ!.."

Поворачиваюсь и вижу, как девочка Саша косплеит Айседору Дункан: вентилятор крутится и наматывает на себя её ленточный галстук, СЖИМАЯ ТОНКУЮ ШЕЮ...

Вот такой галстучек

Вот такой галстучек

В МГНОВЕНИЕ ОКА я перемахнул через два стола и сжал вентилятор в своей руке, сломав его. Ещё секунд 5 отходил на адреналине.

Разумеется, это потом уже пришло понимание, что ничего страшного не случилось бы, вентилятор маломощный и вообще она сама бы его легко разломала после секундного замешательства... но нервные клетки уже не вернёшь :)

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!