Записки тверского дворника
138 постов
138 постов
61 пост
Судя по прочитанному, меня парит:
– Отсутствие свободы воли.
– Собственная незначительность (биология, технологии, институты и общество – всё это больше меня)
– Контр-культура (невстроенность в систему, поклонение смерти)
– Глубокая чернуха и безысходность.
– Ну и музыка ессесн.
1) Петр Успенский «Странная жизнь Ивана Осокина».
Идея вечного возвращения здесь превращается в леденящий кошмар. Герой получает шанс прожить жизнь заново с багажом знаний о прошлых ошибках. Но с ужасом обнаруживает, что наступает на те же грабли.
Меня пугает именно это: что мы можем быть зажаты в повторениях, как в петле. А что если я живу уже не в первый раз и всё это уже было? И будет ещё бесконечное количество раз? И ничего не изменить.
***
2) Ролан Барт — Смерть автора.
Барт отвечает на ситуацию, знакомую каждому, кто пишет хоть что-то: ты что-то сказал — а тебя поняли вообще не так. Ты выкладываешь текст — а в комментариях рождается другой смысл, другой мир.
Когда мне говорили: «Ты неправильно понял, автор хотел сказать другое», — во мне всё чаще всплывала фраза: «Да мне плевать, что он хотел — важнее то, как я услышал».
Барт формулирует это чище: как только автор отпускает текст в свет, смысл уже не его.
Каждый читатель создаёт новую версию произведения. И эта мысль освобождает.
***
3) Карел Чапек «R.U.R.».
Пьеса развивает мысль, что долго не даёт мне покоя: что чувствует машина, когда в ней просыпается сознание? Или что чувствует бот, который понял, что он – бот?
Летом мне приснился сон, где я — робот, который понял, в каком положении оказался, и умоляет выключить его.
Чапек как будто открыл дверь в новое пространство: он описывает момент пробуждения машины так, что внутри становится холодно. Эта книга – зеркало, в котором я вижу себя рабом системы с вечным вопросом о цене сознания.
***
1) Дэвид Бирн «Как работает музыка».
Бирн (Talking Heads) не пишет мемуары — он водит экскурсию по лабиринтам собственного любопытства. От радиоволн до алгоритмов Spotify, от авангардных перформансов до размышлений о том, как архитектура формирует звук. Книга дышит энергией человека, который проживает музыку как способ существования в мире. После неё хочется не просто слушать, а исследовать.
***
2) Дэвид Бакли — Publikation: 64-битная история Kraftwerk.
Купил, потому что Kraftwerk мне приснились. И потому что в моих лекциях Kraftwerk всплывают постоянно — будто маяки.
Книга измазана пометками, закладками, стрелками. Я буквально жил в ней. Для меня это книга-одиночество: никто вокруг её не читал, а у меня она есть — настоящая, бумажная, согретая руками. Похоже, разделить эмоции мне придётся с самим собой при перечитывании.
***
3) Келефа Санне — Крупные формы. История популярной музыки в семи жанрах.
Это библия жанродрочеров. Санне ведёт через рок, r&b, кантри, панк, хип-хоп, танцевальную и поп-музыку — с любовью, точностью и идеальной фактурой.
Его книга — как детские энциклопедии о динозаврах: читаешь с тем же восторгом, только вместо тираннозавров — песни, сцены и культурные взрывы. Часть книги уже растащил в лекции. Остальное — растащу в будущем.
***
1) Кристиан Монтаг — Новые боги. Как платформы манипулируют нашим выбором и что вернёт нам свободу.
Название обещает «вернуть свободу», а я читал это, будучи уверен, что её нет.
С развитием ИИ боялся, что он испортит мою жизнь. Монтаг показывает обратное: ИИ давно с нами, он облегчает нагрузку, снимает лишнее, упрощает жизнь. Дорожный навигатор — простой пример, но таких примеров сотни.
Кажется, я из тех, кто не против «передать думалку» машине в обмен на чуть больше спокойствия.
***
2) Эразм Роттердамский — Похвала глупости.
Мыслитель эпохи Возрождения. Пишет гимн глупости так тонко, что хочется подпевать. Ирония здесь не язвит — она сияет.
После нескольких страниц был готов признать себя глупым просто чтобы влиться в эту светлую, почти праздничную песню.
Это, возможно, самое смешное, что я читал в этом году. Современный юмор меня часто не цепляет, а вот этот — как старое доброе вино.
***
3) Роберт Сапольски — Всё решено. Жизнь без свободы воли.
У меня уже много лет растёт убеждение, что свободы воли нет. Сапольски не просто укрепил его — он вдавил сваи, на которых эта уверенность стоит.
Он пишет как нейробиолог, как психолог и как юрист — сразу с трёх точек зрения. Выводы тяжёлы, но честны.
Эффект от книги — как если бы в прозрачную воду плеснули густую краску: цвет меняется не слегка, а радикально. Эта струя идей проникла в моё мышление глубже, чем я ожидал.
***
1) Ричард Адамс — Обитатели холмов.
Меня сильнее всего задели главы про кроличью колонию, где звери поклоняются смерти. Их поэзия, их мышление, их покой перед неизбежным — это пробрало до мурашек.
Само путешествие кроликов впечатлило меньше, но этих мрачных мистиков внутри книги я до сих пор не могу выбросить из головы.
Даже выучил стихи из главы про кролика-поэта Дубравку — настолько сильно это в меня вошло.
***
2) Чинуа Ачебе — Покоя больше нет.
История о парне, который получил образование, встроился в бюрократию — и начал гнить вместе с ней.
Мы часто думаем про себя: «Ну я-то устою». А книга показывает, что система размазывает любого.
Читал трижды, исписал блокнот заметками — и, кажется, именно эта совместная «работа» сблизила меня с текстом настолько, что он занял особое место.
***
3) Герман Мелвилл — Писец Бартлби.
Это можно было бы отнести к коротким формам, но пусть останется здесь.В одной юридической конторе появляется человек, который спокойно, почти ласково, начинает отвечать на просьбы: «Я бы предпочёл не делать этого».
Фраза-мем, фраза-татуировка, фраза-саботаж. И весь текст — о тихом сопротивлении. О том, что иногда мягкое «нет» — эффектние надрывного ора. Писец Бартлби – мой герой)
***
4) Лев Толстой – Холстомер.
Перечитываю в третий раз. История от лица лошади — гениальный ход, позволяющий увидеть человеческие условности, жадность и лицемерие со стороны. Для меня это ещё и пронзительное исследование старости, того, чего я безумно боюсь. Пегий мерин Холстомер стареет с достоинством, которого мне, всего лишь человеку, так не хватает.
***
5) Саяка Мурата — Земляноиды.
Контркультурная проза о людях, которые плохо встроены в общество, мыслят рвано, живут странно, пугают и вызывают сочувствие одновременно.
Местами читать было жутко — но и притягательно. Мне близко: я сам периодически ощущаю себя маргиналом, который идёт мимо общего ритма современности. И, возможно, поэтому нашёл в книге не отталкивание, а отдушину.
Прочёл новость в РБК: дворникам платят 72 тысячи рублей в месяц — на 56% больше, чем год назад. Закрываю глаза. Открываю. Не та мультивселенная.
За два с половиной года работы мне поднимали зарплату один-единственный раз. В одном дворе — на 500 рублей год назад. Пятьсот. Рублей. Знакомые посмеялись. Интернет всхохотнул. Родители похехекали. Я тоже смеялся, чтобы не плакать. Очень мило — примерно, как когда бабушка кормит голубей хлебными крошками батона, купленного со скидкой 40% в последний его батонистый день.
Летом поднимал тему зарплаты: просил менеджера управляющей компании вынести вопрос на собрание жильцов. За меня вроде бы спросили, но жильцы отказались. Может, и к лучшему: в другом дворе те же 500 рублей сопроводили комментарием: «Сергей, вы, пожалуйста, цените это и убирайтесь усерднее». Прибавка обросла моральными обязательствами. Получается, если бы в сентябре мне добавили три тысячи, возможно, от меня бы ждали, мытья окон в подъездах на третьем этаже. Без лестницы.
Люди удивляются: почему у дворников такие маленькие зарплаты? За один двор получаю 17 тысяч, за другой — 8200. Разгадка проста: неполная занятость. Те самые 72 тысячи из новостей — это уборка за восемь часов, пять-шесть дней в неделю. Но только между нами, убирать мусор восемь часов подряд — то ещё дерьмо. Честно говоря, что угодно восемь часов подряд — дерьмо. Уборка большого двора, если просто поддерживаешь там чистоту, занимает два часа. Снег выпал — больше. Но работать на полную ставку – означает делать вид, что убираешь, еще пять часов.
Ах, да, зима. Холодный сезон вносит свои коррективы. В большом дворе мне добавляют на несколько месяцев 3000 рублей за снег, мороз и страдание.Снега пока нет, но убираться холодно. Руки покрывают пятна от мороза, губы трескаются, приходится тратить время на кремы и ухаживать за собой сверх меры. Из-за того, что часто плачу над своей горестной участью, страдаю отёками — раскошеливаюсь на патчи для глаз. А чтобы не думать о низкой зарплате, как вариант – можно часть заработка тратить на алкоголь. Спонсор прекрасного забвения.
После чтения статей про зарплаты за меня взялись алгоритмы и вываливают рекламу «работы мечты». Один заголовок меня прям встряхнул: «Зарабатываешь меньше жены?!» Ошарашенный сел считать. Успокоился. Но осадочек остался.Новость о росте дворницких зарплат дошла до родителей. На недавнем ужине папа поделился этим и добавил, что в январе увеличивают минимальный размер оплаты труда — значит, мне нужно повысить зарплату еще раз.
Ценю папин взгляд в светлое будущее и его прогрессирующее беспамятство. О повышении он уже спрашивал полтора месяца назад. Я тогда соврал, что оплату труда повысили. И соврал ещё раз.
Пусть живут в мире, где дворникам и их сыну регулярно повышают зарплату. Где мудрый правитель, порядок и любовь. Всюду опрятно и благодушные люди.
Всем чистых улиц и добрых утров.
Что прозвучало:
Алла Пугачёва - Отражение в воде
Венера Ганиева - Урман чишмәсе
P. Lion - Happy Children
Rammstein - Du Hast (Reizy Italo Disco Synthwave remix)
M.C. Sar & The Real McCoy - Automatic Lover (Mix)
Alphaville - Big in Japan
Icon Of Coil - Dead Enough for Life
Lazerhawk - King of the Streets
And One - Military Fashion Show
Группа Форум - Давайте созвонимся
В один день пишет в вконтакте журналист. Всего за час договорились, что рано утром ко мне приедет оператор и задаст вопросы. Нужно будет на них ответить на камеру + немного убраться.
Думал, что удачно попал, потому что как раз ночью снег выпал. Но оператор приехал поздно, когда я всё уже убрал. Пришлось в лучших традициях телевидения делать вид, что швыряю снег.
Прошла неделя и решил поискать материал. Нашёл только это:
– Дворник с криминальным прошлым из мести поджег квартиру.
– Дворник из Узбекистана напал на 11-летнюю девочку.
– Дворник из Санкт-Петербурга, который уснул во время снегопада.
– Дворник более полугода совращал школьницу.
– Девушку-дворника изнасиловали в Подмосковье.
– Дворник удовлетворял себя около детской площадки ЖК в Москве.
– Дворник с помощью веника пытается справиться с рекордными дождями в Москве.
– Дворник оказался самой дефицитной профессией в России.
– Дворники из Кыргызстана и Узбекистана устроили массовую драку в Москве.
– Московский дворник стал жертвой ресторанной мошенницы.
Зачем дробить музыку на жанры?
Многие не видят в этом смысла. Их мир звуков делится надвое: нравится и не нравится. Личный вкус — вот их единственный компас.
Но я сравню жанры с гигантской пекарней.
Да, вся выпечка служит одной цели — насытить, точно так же как музыка — радовать. Однако мы же не едим без разбора!Мука, вода и яйца рождают бездну форм.
Масло заставляет тесто плясать на сковороде, превращаясь в румяный блин. Убираем яйца — привет лаваш. Люди без тени смущения различают оладьи, блины и лаваш, потому что каждый из них живёт своей миссией: что-то лучше макать в сгущёнку, что-то удобнее превращать в съедобный конверт для еды.
Вбрось в оладушки ягоды и разрыхлитель — они эволюционируют в панкейки. Всыпь какао — вырастет маффин. Замени шоколад на яблоки — получишь шарлотку.
А теперь вопрос:
Если я шарлотку запеку, то все кивают — да, пирог. Но если ту же смесь разолью по формам и пожарю как оладьи — это всё ещё шарлотка? Или что за мутант? Вот так и музыкальные жанры иногда играют в поддавки, перемешиваются, размывают границы и начинают жить двойной жизнью.
Людей, которые разбираются в выпечке и точно знают, что им нужно здесь и сейчас — свердловскую булку, пирожок с капустой или сырник — никто не осуждает. Наоборот, смотрят с пониманием: человек знает, что хочет. Но стоит кому-то так же уверенно выбирать между пост-блэком, брутал слэминг дэтом или прогрессив сладжем — и сразу поднимается бровь: «Зачем так усложнять?».
Возможно, проблема в том, что музыка сложнее булок.
И многие прикрывают своё нежелание разбираться надменной фразой: «Просто слушай, что нравится».Но это всё равно что сказать человеку, который выбирает обед: «Возьми белки-жиры-углеводы и не морочься». Или тому, кто выбирает одежду: «Прикрой срам, остальное лишнее». Или тому, кто выбирает книгу: «Читай чёрные буквы на белом фоне, весь этот ваш сюжет \ стиль \ проблематика — понты».
По мне, жанры — это не занудный каталог, а инструмент, который помогает любить музыку глубже. Как мы узнаём человека через вопросы, внимание и участие — и начинаем ценить его сильнее — так и музыка раскрывается, когда ты понимаешь разные её проявления.
Тысячу раз ловил себя на том, что относился к какому-то жанру или исполнителю с раздражением и недоумением. Но стоило копнуть, разобраться в том, что раньше отталкивало, — и на месте неприязни расцветал живой интерес, почти влюблённость. Жанр, который вчера казался чужим, сегодня держит меня за руку. Он рядом и готов меня обнять.
Ещё одна хорошая параллель — эмоциональный интеллект.
Чем больше у кого-то слов, чтобы описать оттенки собственных эмоций, тем ярче он проживает жизнь. А если слов мало, человек становится сухарём, который различает только «норм» и «плохо». С музыкой так же: чем больше жанровых оттенков я вижу, тем богаче мой музыкальный мир и сильнее удовольствие.
В итоге любое изучение музыки — хоть через блогеров, хоть через академию или книги — делает жизнь насыщеннее. Это как стоять на остановке в холодный вечер и уметь превращать неизбежное ожидание автобуса в маленькое приключение, а не в мучительное залипание в пустоту. Жанродрочинг крадёт скуку у времени.
В начале ноября со мной связались ребята из Краснодара. У них фирма, и они изобретают инвентарь для уличной уборки. Их босс, Виталий, подарил мне их тележку, а потом позвал в столицу на выставку Clean Expo.
Тележку принял как почётный знак дворниковой доблести. Бонусом дали на пробу воздуходувку — в теории она должна была превращать последние осенние листья в послушный строй, но каждый день хлестал дождь, и листья липли к земле, как приклеенные. Воздуходувку вернул ребятам лично в Москве. Тащил её в руках, как плазмоган из Doom.
Четыре раза меня тормозили то на вокзалах, то в метро. Подозревали, спрашивали, заглядывали в рюкзак, набитый аккумуляторами: видимо, москвичи не привыкли к людям, которые путешествуют с оружием массовой уборки.
Москва встретила меня толпучкой, бомжами, сыростью и грязью: сначала Ленинградский вокзал, потом Ярославский. Отвык от столицы настолько, что забыл, почему она меня раздражала. Но быстро вспомнил — достаточно было зайти в туалет, а потом купить шаурму, батончик и чай за 600 рублей. В Твери за эти деньги могу питаться полтора дня.
К часу дня добрался до «Крокус Экспо». Меня встретила Алёна и провела через огромные залы к стенду краснодарцев. Пока шли, она успела рассказать, что выставка посвящена технологиям для уборки, но для улицы там почти ничего нет. Всё пространство отдано под блестящий клининговый мир торговых центров и промышленных помещений. Оно и понятно: в торговом центре убираться проще, чем на улице, где асфальт норовит подставить подножку, погода вредничает, и прохожие лезут под метлу.
Краснодарцы из «Евы» как раз и пытаются облегчить этот хаос ручного труда. Алёна сказала, что людей на выставке с каждым годом всё меньше: участники уже знают друг друга в лицо, и диалог их короткий — «что нового?» — «ничего». Но мне, провинциалу, всё казалось огромным: лекции, стенды, толпы, шум — почти как цирк, только вместо тигров — поломоечные машины.
Виталий встретил меня тепло: кофе, драники, разговор о будущем. Прикол: он дал взятку официантке, чтобы та нашла нам место, где можно спокойно обсудить судьбы дворников. Его задевает, как воспринимают дворников и уборщиков. Он не хочет мириться с отношением к ним как к людям второго сорта. А ещё его бесит убогое оборудование, с которым дворникам приходится работать.
Однажды ребята из его фирмы запустили вирусный конкурс в краснодарском телеграм-канале: «Сфоткай тележку дворника». И врата ада разверзлись. То, что присылали пользователи, сгодилось бы разве что для съёмок постапокалипсиса — демонические конструкции, убивающие не только мусор, но и человеческую репутацию. Виталий показал несколько фото. Это кабзда.
Виталий рассказывал, как они изобретают, тестируют, переделывают оборудование. Спрашивал меня, что может стать контентом. Честно признался: просто болтать об изобретениях — занудно. А вот показать — другое дело. Контраст «до» и «после», немножко драмы, чуть-чуть боли — и тема заиграет. Мы набросали идеи контента о престижности профессии: как её поднять, как показать реальную сложность и важность уборки улиц.
Параллельно Виталий расспрашивал о тележке: что окей, что бесит, где стало легче, а где лишний головняк. На всё ответил и всё рассказал, но понял, что и это требует наглядного видео — чтобы показать людям, что дворницкая тележка — не просто коробка на колёсах, а рабочий организм.
Поговорили всего полтора часа, но этого хватило, чтобы силы иссякли и захотелось обратно, в Тверь. Перед уходом меня одарили конфетами, дождевиком, щедро компенсировали проезд и… вручили умную колонку для тележки. От колонки отнекивался — работаю в 4–5 утра, и её ответы точно взбесят жильцов. Но теперь лежит у меня дома без дела.
Пока ехал обратно в электричке, думал, что бы такого замутить с краснодарцами. Накидал 30 пунктов потенциальных проектов с «Евой». Переспал с этим списком, вычистил лишнее, отредактировал и через пару дней отправил Виталию список из 25 пунктов. Если наш диалог — шахматная партия, то свой ход я сделал. Теперь две недели жду ответного хода.
Тележкой пользуюсь. Показал её фото родителям. К моему удивлению, отец заинтересовался — долго разглядывал, комментировал, хвалил подарок. Это оказалось страннее всей московской поездки. Ведь это те самые родители, которые когда-то пугали: «Будешь плохо учиться — дворником станешь!».
Именно с таким отношением и бьются краснодарцы. Неравная битва, но я тоже в деле.






Пересказ по мотивам лекции об этом жанре...
▴ Дух будущего Aggrotech: Так, ну-ка скинулись мне на материализацию! Мне нужны: искажение от индастриала, ровный бит от EBM, ярость от хардкора и одержимость от блэк-метала. И чтобы всё это — в черном латексе и под свет диодных ламп!
▴ Throbbing Gristle: Забудьте про музыку! Давайте просто пошумим про отчуждение, холод заводских цехов и экзистенциальный ужас.
▴ Kraftwerk: А мы добавим роботов и внятные, механические биты. Пусть будущее будет стерильным.
▴ Skinny Puppy: Электронные ужасы под ровный жуткий бит — наш вклад. Звук должен быть саундтреком к паранойе.
▴ Front 242: Пффф... Да что вы знаете о ровном бите? Ловите EBM — электронную музыку для ума и тела! Синтезатор должен пыхтеть, как мужик в спортзале!
▴ Ministry: А давайте сделаем ваш EBM более грязным и добавим гитар?
▴ Black Metal: Нет, давайте оставим грязь и гитары, но уберём эти ваши синтезаторные улюлюканья. И чёт вы какие-то безыдейные. Давайте богохулить, наводить мрак и делать шоу!
▴ Hardcore Techno: Где-то кто-то ляпнул про искажение? Это по нашей части! Долбить — так долбить!
▴ Aggrotech: Всё, всё, всё, хорош! Я уже готов собраться. Первым к доске пойдёт...
▴ Wumpscut: Я! Буду делать музло типа "Kraftwerk Апокалипсиса".
▴ Suicide Commando: Ну, как бы я раньше руку поднял. Вся база тут: искажения, вопли, долбёжка, тексты про маньяков и ненависть.
▴ Hocico: У нас есть мексиканский взгляд на Агротек. И фронтмен, который скачет по сцене как тип из Prodigy, но злее.
▴ Aggrotech: Будете золотой Aggrotech-тройкой. Жанр официально родился.
▴ Combichrist: Всем здаров. Мы вылизали Aggrotech так, что его стало удобно слушать. Добавили мощи и чёткости.
▴ Aesthetic Perfection: А мы почти запульнули его в мэйнстрим и сделали популярным.
▴ Трушные риветхэды: Правильно говорить — «продались и превратили жанр в говно»!
▴ Киберготы: Нужно больше агротека! Это наша главная музыка! (Танцуют в сапогах на платформе и очках сварщика)
▴ Aggrotech: Ну окей, получайте! Amduscia, Agonoize, Grendel, Psyclone Nine, Dawn of Ashes — все к нам!
▴ Dawn of Ashes: Эй, мы тут на чуть-чуть и потом уйдём в блэк!
▴ Alien Vampires: А мы наоборот, оттуда! У нас тут вопли о веществах, монашках, латексе и алкашке.
▴ Funker Vogt: Мы тут делали EBM, но хотим тоже в Aggrotech теперь. Можно? У нас всё чинно, с милитари-эстетикой.
▴ Обыватели: А в чём разница между Aggrotech, Dark Electro, Harsh EBM, Terror EBM и Hellectro? Что за херня у вас там в андерграунде?
▴ Aggrotech: Без понятия, но киберготам нравится.
▴ Киберготы: Нам всё ещё мало!
▴ Aggrotech: Тогда вот вам ещё Centhron, FGFC820, Wynardtage, God Module, Eden Synthetic Corps. Хватит?
▴ Киберготы: Неа!
▴ Aggrotech: Окей… Tactical Sekt, Heimataerde, Reaper, Stahlnebel & Black Selket, PreEmptive Strike 0.1, Unter Null, Die Braut, Alien Produkt.
▴ Киберготы: Вот пока норм.
▴ Все: Слушайте, ну киберготы — это уже мем.
▴ Киберготы: А нам окей. Мы уже сформировались как субкультура.
▴ Aggrotech (Косится в сторону модного синтвейва и витч-хауса): Ребятня, вы там ещё живы?
▴ Combichrist: Дед, я уже давно в индастриал-метал ушёл.
▴ Dawn of Ashes: А мы, как и обещали, в блэк-метал.
▴ Grendel: А я в попсу.
▴ Aesthetic Perfection: Да! Попса — норм тема. Но вот сейчас, к юбилею, я снова вернусь к истокам.
▴ Hocico: Дедуль, мы с тобой!
▾ Suicide Commando: И я! Правда, никто не слушает, но я делаю!
▾ Wumpscut молчит...
▴ Старик Aggrotech (голосом из утопленного синтезатора): Я всё ещё живу в каждом крике, каждой драм-машине и в каждом киберготском плейлисте.
▴ Все: Это конечно збсь, но из-за искажений в вокале мы ничерта не поняли.
∎ ∎ ∎
Aggrotech – это когда EBM обкурился индастриала, нажрался хардкора и пошёл шарашить на танцпол с текстами об извращениях и смерти. Жанр для тех, кто хочет танцевать и при этом ненавидеть весь мир.
Перед сном дворник Сергей снова проверил прогноз. Его белый друг, снег, обещал нагрянуть только к семи утра. Это возмутило Сергея. Он всегда выходил на уборку в полпятого, в пять, но никогда — после шести. Опоздание дорогого гостя лишило дворника и покоя, и крепкого сна.
Проснулся Сергей в шесть. Вскочил, подошёл к окну — наблюдал первые снежинки. Потом снова лёг в кровать. Через час он вновь стоял у окна и видел снегопад, который с завидной уверенностью разгулялся не на шутку. К восьми, а затем и к девяти утра картина не менялась. Только в десятом часу добрый белый друг окончательно прибыл и установил свои порядки.
Сергей к тому времени сделал зарядку, проглотил завтрак и выполнил унылую дистанционную работу. Тут же пришло сообщение от менеджера управляющей компании: та интересовалась, как там со снегом.
Дворницкая совесть пнула Сергея в нутро и заставила собираться быстрее, несмотря на полный желудок. Начальству дворник пообещал: вот-вот нагрянет во двор и всё расчистит.
На улицу уборщик снега вылетел берсеркером. Его прыть и злость спонсировали кофеин, синефрин и йохимбин, принятые ещё до зарядки. А в ушах орал Aggrotech — искажённый кибер-бит с криками «I hate you!». Ещё сильнее Сергея раздражала необходимость работать при всех — на виду у школьников и жильцов. Он предпочитал быть Бэтменом: героем, скрытым во мраке, а не слугой при свете дня.
Дворник взял лопату, начал кидать снег — и шкала его недовольства снова поползла вверх.
Больше всего Сергей ненавидел три вещи:
– Когда кто-то заявляет, что «понял жизнь»;
– Когда он в спортзале занимает ящик, свободный от людей вокруг, а рядом тут же кто-то появляется;
– И когда снег только выпал, а через час ударяет плюс. Вот в эту третью ситуацию Сергей и попал.
Минусы мокрого снега очевидны: он тяжёлый, липнет к лопате, как малолетка к айфону. Едва мокрый снег уберёшь — остатки тают, превращаются во дворе в слякоть, грязь и лужи. А если плюсовая температура сменится на минус, вся эта мешанина тут же замёрзнет. Сделать с этим ничего нельзя.
К снежным сражениям Сергей начал готовиться ещё летом: качал пресс, укреплял плечи, тренировал мышцы-стабилизаторы. Дури и здоровья хватило почти на полтора часа беспрерывных махов. Любой физиолог сказал бы, что это верный путь к износу. Но Сергей давно решил: умереть, сражаясь со снегом, — доблестный конец. «Путь самурая — смерть», — твердил он себе.
Уборку снега в провинциальном дворе можно сравнить с дракой. Лопата то и дело застревает в неровном асфальте. У Сергея несколько лопат. Если застревает обычная — удар приходится по кистям, отдаёт в локти и плечи. Но когда он работает широким скрепером, он упирает рукоять в корпус и толкает снег вперёд. Со стороны смотрится, будто конь с плугом — только плуг спереди. Если такая лопата врежется в асфальт, удар примет на себя солнечное сплетение. Каждый такой удар вызывает у Сергея оскал. После десятого удара оскал уже не сходит с лица до конца уборки.
По этой причине не стоит заговаривать с дворником, который чистит снег. Выглядит и чувствует он себя избитым — тротуаром и собственным инструментом. Вот и Сергей: оскалился, тяжело дышал, раскраснелся. А из-за плюсовой температуры из носа у него то и дело выглядывала слизь. Плюс кофеин, синефрин, йохимбин, Aggrotech, людские взгляды, усталость, промокшая от пота одежда. Все причины не здороваться с этим человеком — налицо. Скорее бы всё это закончить или окочуриться, но уж точно не отвечать на благодарности.
Однако во втором дворе к Сергею подошёл молодой человек. Его звали Павел. Он трижды поблагодарил за труд и спросил, нет ли лишней лопаты, чтобы раскопать его «Ниву». Рядом стояла девушка Павла — а может, жена — Вика. Растаявший от благодарности дворник засуетился в поисках второй лопаты, поискал в подсобке, но не нашёл. Потом пришёл в себя, сказал: «Мне пора», — откланялся и продолжил уборку.
Одно из увлечений Сергея — цифровая живопись. Он рисует афиши, постеры, даже картины, которые у некоторых тверитян висят дома. Так вот, его внутренний художник-дизайнер осмотрел двор после уборки и скорчился от отвращения: остатки мокрого снега, лужи, грязь — зрелище отвратительное. Будь начальство хоть немного связано с высоким искусством — в этот день Сергею выписали бы штраф.
Уходил из дворов дворник почти бегом. Лишь бы не встретить кого-нибудь из жильцов, не выслушивать их мудрые рекомендации о том, как нужно убираться и как наводить красоту.Визит белого гостя закончился банально. Белый, словно забухавший друг, через пару часов выглядел непрезентабельно. Жалко его. Зато хорошо размялись — дружеский махач.
Противостоять стихии человек не способен, даже если у него четыре разные лопаты. Но вот-вот со снегом управится другая стихия — тепло. Сейчас на улице плюс четыре, и скоро от снега останется рыхлая каша. Ночью погода сменит плюс на минус — и приедет новый друг.
В имени этого друга столько же букв, сколько в том месте, на какое его хочется послать.
Всё-таки начальство второго двора как-то связано с высоким искусством, потому что, по его мнению, дворник сегодня не выходил на уборку: двор в непотребном состоянии. Сергей прикрылся Павлом и Викой, но лишь от председателя ТСЖ — не от совести.
Внутренний голос разбухтелся ещё больше, когда Сергей прочитал в городских пабликах комментарии жильцов к новостям о снегопаде. Дворы утонули в снегу, дороги тоже, люди злятся. Зима пришла неожиданно.
