
Российская империя
Зинаида Гиппиус — женщина, опередившая своё время
Если бы соцсети существовали в начале XX века, у Зинаиды Гиппиус, вероятно, был бы самый дерзкий и обсуждаемый блог среди поэтов Серебряного века.
Поэтесса, прозаик, драматург, критик, философ и просто человек с характером, который невозможно было не заметить. Её называли «железной Зинаидой» за независимость и внутреннюю силу.
Вместе с мужем, писателем Дмитрием Мережковским, она создала один из самых интересных творческих союзов в русской культуре. Их квартира в Петербурге была не просто домом - это был настоящий литературный салон, где собирались Блок, Брюсов, Бальмонт и другие «звёзды» Серебряного века.
Гиппиус считала, что задача искусства искать скрытый смысл в мире и в человеке. Она стала идеологом русского символизма и оставила целую библиотеку поэтических и философских текстов, в которых всегда боролись вера, разум и свобода.
После революции 1917 года она эмигрировала, но продолжала писать о России как о духовном явлении, а не просто стране на карте.
«Только мы сами должны зажигать свет. Никто не зажжет, скорее потушит».— Зинаида Гиппиус
исходник:
Свой человек в Москве
170 лет назад родился Владимир Гиляровский, открывший изнанку жизни московских трущоб широкой публике
Путь Гиляровского к признанию был непростым: сын чиновника из Вологодской губернии с детства отличался авантюрным характером, бросал учебу в гимназии, сбегал из дома, повидал многое. Успел побывать бурлаком, истопником, пастухом, артистом цирка, определился добровольцем на русско-турецкую войну, а после – трудился на белильном заводе купца Копейкина.
В конечном итоге такой богатый жизненный опыт привел молодого человека в журналистику – уже в 80-е годы его стали называть «королем репортажа», зная, что если о чем-то сообщает Владимир Гиляровский, то это событие действительно произошло.
Одним из первых Гиляровский оказался на месте Кукуевской железнодорожной катастрофы 1882 года, когда сошел с рельсов целый состав, и в подробностях описал трагедию, несмотря на попытки властей скрыть масштаб случившегося.
Точно также в 1896 году он стал очевидцем Ходынской давки, когда после раздачи коронационных подарков погибли более 1400 человек - Гиляровский сумел рассказать об этом кошмаре, хотя поначалу был уверен, что его статья не будет напечатана.
Особое место в наследии Гиляровского занимают его очерки и зарисовки о московских трущобах, в частности, о районе Хитровки – в этих текстах он запечатлел образы обитателей городского «дна», о которых простые горожане предпочитали ничего не знать. Гиляровский стал по-настоящему своим в этой среде, потому что невозможно было описать жизнь московских босяков, нищих, бездомных и преступников без личного участия, находясь «на стороне».
Эти очерки он мечтал напечатать, но не пропустила царская цензура. Сохранился отзыв помощника начальника главного управления:
«Сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка. Такую правду писать нельзя».
В дальнейшем эти очерки, конечно же, будут напечатаны и войдут в культовую книгу «Москва и москвичи», которая и сейчас является ценнейшим источником по жизни дореволюционной столицы. Но и после революции Гиляровский продолжил свою работу, изображая жизнь городских окраин и их обитателей и в советскую эпоху. Помешала труду духа телесная слабость – к старости Владимир Алексеевич практически ослеп – в работе ему до конца его дней помогали дочь Надежда и ее семья.
В 1935 году Владимир Гиляровский скончался, оставив позади насыщенную, глубокую и осмысленную жизнь. Имя Гиляровского навсегда вписано в историю российской журналистики и литературы – и сегодня хороший день, чтобы почтить память великого нашего соотечественника.
Источник данных для материала:
Крестьянин. Симбирская губерния, 1870-е. Фото В. Каррика


Вышел новый выпуск Бесогона, а в нем:
Вы не поверите, а там говорили о том же, о чем я писал в своем посте более 3х месяцев назад:
Новый выпуск авторской передачи Бесогон от 5.12.2025:
Эта тема поднимается на отрезке времени 29:40
Но, у меня не было никаких других чатов, какими пользовалась эта девушка. Я выстраивал текст на знаниях НЛП, психологии и т.п, предоставляя GPT в том числе доказательства на основе установленных фактов. А может они слили мой пост, только своими словами что то пересказали и получили тот же ответ? Не знаю. Но с другой стороны, это хорошо, что такая тема все таки была затронута и теперь я не один, кто показал всю условность и двойственное назначение ИИ.
Но еще более необычно, что Михалков одет в новом выпуске и моем посте в одну и ту же одежду, хотя он всегда тщательно подбирает свой гардероб для передачи.
Совпадение? 😄







