16

Ответ maddy73 в «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Политические вопросы брошу — я слишком далёк от них, ибо не в России и ни от кого не скрываю. Но поведение чиновников с расстояния действительно видится странным. Отвечу на физические.

Что везёт: лошади или ньютон-метры?

Везут именно что лошади. Потому что ньютон-метров можно сделать больше или меньше передаточными числами. А лошадей нет.

На «Элементах» была задача про разгон постоянной мощности. В исходной формулировке было: «у автомобиля одна передача». Я написал автору: у такой идеальной машины не одна передача, а идеальный вариатор, способный установить любое желаемое передаточное число, чтобы передать максимальную мощность.

Фраза «идеальный вариатор» в окончательную авторскую формулировку не вошла, но впоследствии под влиянием этой задачи я написал свою, на своём ЖЖ.

Занимательная задача: Что первично?

Какая-то диаграмма

Какая-то диаграмма

Вот зависимость крутящего момента двигателя и мощности от оборотов.

  1. Как эти кривые связаны друг с другом?

  2. Автомобиль разгоняется на одной передаче. Где будет максимальное ускорение? (Временно считаем, что сопротивление не зависит от скорости.)

  3. Автомобиль на идеальном вариаторе (то есть на трансмиссии с КПД 100%, способной мгновенно выставить любое передаточное число) разгоняется с максимальным ускорением. Какие обороты будет держать вариатор?

  4. Почему так жив холивар «мощность или крутящий момент»?

  5. У нас идеальная коробка с дискретными передачами, КПД 100% и переключающаяся мгновенно. Рассчитайте момент переключения с передаточного числа a на b, обеспечивающий наилучшее ускорение. Для определённости возьмём a=1,1, b=1.

Ответ на задачу

ОДИН. Самые умные из вас спрашивали на уроках физики: если джоуль — это ньютон·метр, то почему ньютон-метры, которые крутящий момент,— не джоули? Да потому, что сами по себе они энергии не несут, и чтобы превратить их в джоули, надо преобразовать их в линейную силу, а потом умножить на расстояние. Разделить на плечо, да помножить на плечо, да помножить на угол поворота — другими словами, умножить на безразмерные радианы.

Соответственно, чтобы преобразовать их в ватты, надо помножить на угловую скорость ω, радианы/с. Она, в свою очередь, 2πΩ/60, или N=Mω=πMΩ/30, N — мощность, M — момент, Ω — обороты. Проверяем: на 4000 об/мин M=130 Н·м, N=130·4000·π/30=55 кВт, так и есть.

Понижающей передачей (передаточное число k>1) можно увеличить момент до kM, но тогда обороты упадут до Ω/k, и мощность — сюрприз — не изменится. (На самом деле слегка уменьшится из-за КПД передачи).

ДВА. Если эффективное плечо L=r/k (r — радиус колеса) не изменится, то автомобиль будет разгоняться с силой F=M/L−D (D — «постоянное» сопротивление). Отсюда максимальный разгон — на пике крутящего момента (3900 об/мин).

ТРИ. Наш вариатор может ставить любое передаточное число k, а значит, любое эффективное плечо L и любую (но связанную с L) угловую скорость двигателя ω. Возникает задача: какое плечо поставить на скорости v при сопротивлении D, чтобы максимизировать силу F=M(ω)/L−D(v)? Записав L=v/ω, получаем F=M(ω)ω/v−D(v)=N(ω)/v−D(v). Максимум достигается на пике мощности.

ПЯТЬ. Переключением передач мы можем менять плечо L, а значит, угловую скорость двигателя ω. Коробка — это магазин из нескольких фиксированных L, и на каждой скорости v надо взять то L, которое а) даёт допустимые обороты двигателя; б) даёт самое большое N(ω).

Рассматриваем коробку из двух передач с разницей q=1,1 между ними. Если до переключения передач угловая скорость двигателя была ω, то после — ω/q. Очевидно, переключаться надо тогда, когда на новой передаче мощность сравняется со старой, то есть N(ω)=N(ω/q). Если же такое невозможно — переключаться на оборотах отсечки.

Как переключаться на идеальной дискретной коробке

Как переключаться на идеальной дискретной коробке

И пусть послесловием будет четвёрка

Таким образом, первична мощность, и именно она главный показатель на гоночной трассе. Чтобы полностью задействовать доступную мощность, автомобиль снабжают подходящей коробкой. Но мы же не гонщики, и попробуем выяснить, чем отличается наша жизнь от гоночной.

Мы не умеем чётко переключать передачи, да и не хотим докручивать двигатель до отсечки. В такой ситуации тяговитый дизель улучшит жизнь водителю.

У меня под окном стоит седанчик на 120 лошадей [турбо-бензин вообще-то]. На что нужен такой табун? Нет, мы законопослушные водители, насколько вообще позволяют украинские правила, и даже на киевских скоростных дорогах, если ехать ровно, мощность от силы 30. Но иногда нужно обогнать на трассе или вскочить в окно трафика — то есть совершить резкий разгон из экономичного режима. Это противный режим работы двигателя, вот и думай: скинуть пару передач вниз, или разогнаться так, или… Опять-таки тяговитый дизель тут работает лучше, и только за 100 км/ч рулит бензин. Ну и на гоночной трассе тоже рулит.

Третий вопрос связан с преодолением препятствий. Даже если это препятствие — грязь на пустырище или бордюр во дворе. Там только первая передача, и чем лучше тянет двигатель на низах, тем лучше он затянет машину на бордюр. Вот я свой седанчик затягиваю на бордюр на 1500…2000 об/мин, а дизель войдёт туда уже на 1000. Расход сцепления соответствующий — знакомый на дизельной «шкоде» поменял его на 230 тыс. км, а на поломку двухмассового маховика просто забил, пока сцепление не пожёг до конца и не поменял оба скопом.

С преодолением препятствий связаны технические ограничения коробки. Например, тяжело иметь на ручной коробке больше шести передач, а двухдисковый робот ограничен семью. В автоматах стараются делать поменьше передач: надо же как-то балансировать стоимость покупки/ремонта и экономию горючки. А чем меньше передач, тем дольше двигатель будет на неоптимальных оборотах — и «тяговитый» двигатель даже так выдаст большой крутящий момент.

После-послесловие специально для Пикабу: о турбо-двигателях

У автора поста было: атмосферные двигатели не везут. Турбо- везут.

Да, но это относится к современным двигателям. Пользователи двигателей прошлых поколений как раз на стороне атмосферных. Сравним диаграммы двух похожих двигателей (первых попавшихся).

Тут описаны две похожие скоростные машины, но похожую картину видел и в городских

Тут описаны две похожие скоростные машины, но похожую картину видел и в городских

Как правило, в современных машинах все способы улучшить мощность (и связанный с ней крутящий момент) на максимальных оборотах исчерпаны, ибо подразумевают специальные сорта топлива и снижение надёжности ниже плинтуса — нужно только гонщикам. Турбина добавляет мощности на средних оборотах и почти не работает на максимальных — намеренно, именно потому, что предельную мощность повышать некуда.

Средний водитель большую часть времени едет на экономичных оборотах, и если даже без переключения передач, одним прижатием газа можно добавить мощности,— это классно.

Всем спасибо, все свободны.

Показать полностью 3
131

Ответ Dmitriiiiiy в «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Не надо спорить с теми, кто утверждает, что мощный, до неразумных значений, двигатель вот просто необходим, а все остальные, кто ездит на "матизах", просто нищеброды (часто не говорится, но подразумевается).

Это одна из граней общей религии "Большого". Когда то, был в Америке, мне наш соотечественник достигший там немалого, объяснял: "Понимаешь, LuckyGonza, американцы, по большей части, народ простой. Им объяснять, например, что маленький дом выгоднее большого, особенно, для двух человек, это сложно. У них всё чётко, больше - значит круче. А крутизна - это вообще не параметр вещей. Это внутреннее самоощущение человека."

И мой личный опыт подсказывает, что споры с такими людьми совершенно бесполезны, они строят дома, в которых несколько этажей, но жилых буквально пара комнат. Они фотографируют только "полнокадровыми" фотоаппаратами, потому, что у них матрица "бааальшая", они ездят в одиночку на машинах размером с автобус и двигателем, который, в городе, используется, хорошо, на 10%...

Большая машина с мощным двигателем, она не лучше меньшей. И не хуже. Она другая и для другого предназначена. У трактора МТЗ-82, например, вообще, движок по л.с. смешной (82), но именно он приезжает вытаскивать "курятник на колёсах", куда того занесло от небольшого ума владельца.

"чем круче джип, тем дальше пиздовать за трактором", ага. )))

Спорить и что то доказывать таким - совершенно бесполезно. Эта "операционная система" прошита намертво и хорошо служит маркетологам всех стран и народов.

Показать полностью
12

Продолжение поста «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Про расход топлива я вообще лучше промолчу

А ты не молчи, расскажи какие прожорливые объемные движки.

Никогда не интересовал расход. При сегодняшних ценах на нормальное авто и её обслугу, стоимость бенза (если не гонять каждый день в другой город), что-то около 4% от всей стоимости владения (на люкс машине). Ну будет у меня 4,4%, ну и хуле?

Для справки: эксплуатационные расходы, не равны затратам на бензин. В них:

  • расходка (резина, масло, фильтра, АКБ, свечи и пр.)

  • тюнинх (сигналка, региг и пр.)

  • плановые ремонты (напр. по ходовке)

  • плюс внеплановые ремонты и капремонт

  • транспортный налог, ОСАГО, КАСКО.

  • оплата кредита/лизинга

  • оплата стоянки/мойки/платных дорог/штрафов

  • потеря при продаже

  • и т.д.

На форуме моей машины заглянул в тему по расходу. Отзывы реальных владельцев (а не рекламные завывалки): расход 3,5 по городу - 16л., такого же по технологиям движка (все эти фазы распределения, евронормы и т.д.), но 2,4л - 14л., т.е. меньше на 12%.

Трассы у меня не много, в месяц я сжигаю горючки на 6т.р. За 10 лет (щас столько будем ездить) - 720т.р. На 2,4л. -12% или на 90т.р. меньше за ВЕСЬ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ.

Только за амортизацию (расходы при продаже машины и покупке новой), придется доплатить от 0,5млн. до 10+ (у кого какой аппетит). Примем 5 млн.

Эксплуатационные расходы за весь период составят, по мнению ИИ (мне кажется это даже слишком оптимистично) 330т.р. х 10лет = 3,3млн. Итого: 8,3млн.

Жалкие +90т.р. переплаты за мощный дрыгатель, в этой сумме - просто ниочем.

Показать полностью
5

Ответ на пост «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

2045-ый год: по улицам ездят машины с пластмассовыми двигателями от 0.33 л, крутящиеся в городском режиме 20-30 тысяч об/мин)) Несмотря на термостойкость нового пластика и плазменное напыление для полной теплоизоляции цилиндров и камер сгорания, срок жизни новых авто примерно 6 месяцев
Двигатель отлит единым целым с кузовом для удешевления и упрощения переплавки
Подвеска потеряла все рычаги и обрела вид плунжера с электромагнитом внутри для самоподстраивания и рекуперации энергии от бесконечных лежачих полицейских и ям
Автомобили теперь не покупают (ибо слишком дорого), а платят ежемесячно, а после поломки сдают и берут новый на специальной стоянке
Умельцы отпиливают двигатели от кузова и гильзуют, чтобы не платить налог за переплавку и замену автомобиля
Тем временем Дмитрий наматывает очередной круг на одометре своего Москвича с автоматом и старинным 408-ым мотором, переделанным на биодизель, и автоматизированно производит топливо из опавших яблок, сточных вод Москва-реки и менструальных сгустков невинных черноволосых дев, выращенных в пробирке в третью фазу Луны во время затмения Меркурия

Пы. Сы. Стырено на просторах интернета несколько лет назад 🤷‍♂️

Ответ Bonus94 в «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

На своих 3,5 я еду 140 при жалких 2500об/мин. До этого была 2.0л - там на той же скорости уже под 4000об/мин.

На 2500 движек работает в самом оптимальном режиме, расхода масла нет совсем, в салоне можно шопотом разговаривать и т.д. и т.п. По сути, в данном режиме я использую процентов 20 возможности/мощности/ресурса движка. А на 1,5-шке это будет 100%, со всеми вытекающими.

Так что да, чем больше объем - тем выше ресурс двигателя.

Естественно мы говорим про нормальные движки, а не ляпы инженеров, которые у любых брендов были/есть/будут от рено/шкод/кия/тойота, до феррари/порше/и т.д.

При этом я пробовал кататься на многих машинах в 2л +/- (и у жены сейчас такая). Мой вердикт - да гавно это, а не машины.

И да, запас мощности дает мне возможность избежать неприятности не только торможением, но и ускорением. Это дорогого стоит.

Про обгон. Нас учили так: чем быстрее выполнен маневр обгона, тем он безопаснее. Тут я тоже с автором соглашусь. Ситуации бывают разные. Запас мощности может стоить жизни.

Про обгон зимой по Тамбовом. Тут от двигателя почти ничего не зависит. Я зимой редко обгоняю. Тем более на заснеженной трассе.

Показать полностью

Ответ на пост «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Можно что угодно говорить, но всё упирается в деньги — я бы хотел ездить на современном мощном авто, хотел бы себе Роллс - Ройс или Бэнтли, и чтобы новые, ну там 2025 года не ранее.... но езжу на авто класса Рио/Солярис на 123 л.с.

Ну езжу и езжу, похуй: приехал — вышел из машины — забыл про машину — сел в машину — вспомнил о машине — приехал — вышел — забыл....

Даже если смотреть новые авто, то я то-же смотрю по себе, по своим возможностям, соответственно мне пофиг на 160 лошадей, 200 лошадей и выше, так как я за то, чтобы брать новое авто, я не хочу играть в лотерею б/у, так как уже сталкивался с этим, и как оказалось, купить условный Рио в кредит на nnn лет, вышло куда дешевле и спокойнее, чем содержать и чинить б/у авто (там 150 л.с. было).

Поэтому если что-то брать, то новое.

Мне вот реально нравится новая Лада Веста СВ Кросс в топе, внешне супер, ну и это реальная для меня машина, с учётом кредита лет на 5 естественно.

Ну максимум мой потолок, это Хавал Джолион, даже в топе, но кредит уже надо будет брать лет на 7 тогда, с учётом продажи своей машины естественно.

Поэтому кто бы что не говорил, мощные авто мне не доступны, не потому что я не хочу их, а я просто не тяну их новые. Соответственно выбираю из того, что могу потянуть, хоть и с кредитом.

Показать полностью
256

Ответ user6296400 в «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Двигатель на Матизе высокооборотистый: 52 л.с. при 5900 об/мин и 69 Нм при 4600 об/мин. Учитывая передаточные числа КПП и ГП, плюс размер резины 155/65R13 можно сделать следующие выводы на основании графика ускорений:

— Если переключаться по максимальному крутящему моменту (пик ускорения на каждой передачи) двигателя то следует переходить на следующую передачу так:
— 1-2 — 27 км/ч
— 2-3 — 46 км/ч
— 3-4 — 72 км/ч
— 4-5 — 97 км/ч

— Если использовать мощность двигателя, выкручивать до оборотов соответствующих максимальной мощности, то следует передачи переключать так:
— 1-2 — 34 км/ч
— 2-3 — 59 км/ч
— 3-4 — 91 км/ч
— 4-5 — 126 км/ч

График ускорений прикрепляю.

Нужно менять философию обгона. И не на 4, а на 3, и начинать заранее... А не когда встречка мимо проедет.

Чем больше разница скоростей при начале обгона - тем быстрее заверишишь сие действо.

30 лет назад меня в автошколе учили: обгонять надо ходом, а не разгоняться на встречке. Тогда не было мощных машин.

А то скольк раз наблюдал, вылезут на встечку, вкллючат 4 и мееееееееедленно обгоняют.

https://vk.com/video-114738215_456253750

Ответ user6296400 в «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Дополнено через 12 часов.

Как показала практика, в большистве своем комментаторы данного постав не читали пост, на который я отвечал. Вопрос был про нюансы обгона на Матизе. А рассказал свой опыт езды на маломощной машине.

Ни грамма я не оправдываю утиль сбор. И так-же как и все переживаю, что не смогу купить тачку с 200 л.с. (очень хочется, но уже не в бюджет).

Все. Точка.

Показать полностью 1 1
112

Ответ yegor7 в «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Ой, дебил...

Во-первых, если у вас хватает ума лезть в обгон, где мощность мотора что-то решает, то речь уже не идёт про дополнительную безопасность. Вы её нивелируете возросшими рисками. У вас будет одна и та же логика какой мощностью вас ни корми.

Мощность мотора ВНЕЗАПНО решает всегда. Именно она определяет допустимое для обгона "окно". Чем мощней мотор, тем меньше надо расстояния для обгона, тем меньше висишь не встречке.

Во-вторых, другие водители не в курсе ваших возможностей, и могут рассудить, что вы не успеете обогнать или встроиться в поток. А дальше встречка из-за ваших лихих обгонов цепляет обочину и уходит под фуру - эта смерть на вашей гоночной совести.

Вот только в реальности всё ровно наоборот. Не успевают завершить обгон и провоцируют обочину именно те, у кого мотор слабый. Просто потому, что им нужно больше времени на манёвр.

В-третьих, вы неправильно оцениваете безопасность обгонов в зависимости от плотности потока. Если поток плотный, то своими мощными обгонами вы безопасности никому не добавите. Если поток редкий, то значит он не замедлен каким-то тиходом, и дальше это значит, что вы хотите ехать с небезопасной скоростью (быстрее потока). Если вы сами упёрлись в явно медленную машину, то вам не нужна большая мощность для её обгона.

Опять отрицание реальности. Мощность мотора = маневренность. Как следствие - нужно планировать дорожную обстановку на меньшее время т.к. время манёвра меньше. Как следствие - ситуация более управляемая. Просто потому что за меньшее время меньшее количество автомобилей появляется в поле зрения и все они ближе т.е. заметнее.

В-четвёртых, а какова реальная экономия времени? И стоит ли она возросших рисков? Вы хотите раз в год на юг приехать на пару часов быстрее из двух дней пути? Или вы ежедневно по пути на работу обгоняете чтобы приехать не за 20 минут, а за 15? И тому подобные риторические вопросы. Вы же сейчас в телефоне залипаете и тратите риском сэкономленное время.

Мощный мотор не значит, что ехать надо быстрее. Едешь по правилам всегда с одной скоростью. Мощный мотор играет роль только при манёврах и он обеспечивает меньше рисков.

Тем более, что даже 90 л/с ТАЗиков позволяют им разгоняться далеко за предельные для нашей страны ограничения скорости. Дооолго, но позволяют.

Мощный мотор нужен чтобы везти груз/пассажиров со скоростью потока. Сверх этого речь уже не идёт про безопасность.

Опять отрицание реальности.

Где все эти ваши обгоны, в которых мощность обгоняющего могла спасти кого-то в изначально оправданном обгоне?

Везде. Если мотор мощный, а водитель ошибся с дистанцией, то он может ускориться и завершить манёвр. Если мотор слабый - ДТП или вылет встречки в кювет т.к. вариантов уже нет.

Показать полностью
2077

Ответ на пост «Почему нас принуждают ездить на мелких машинах?Где логика?»

Вот накидали уже 13(на этот момент) постов-ответов, 1000+ комментариев, где большинство похвасталось, как они согласны с автором.

Но, дело то в другом. Те, кто принимает такие законы, никогда(или, почти никогда) не окажутся в такой ситуации.

Они живут в мире бизнес-джетов, служебных/персональных вертолётов, передвижения с охраной/кортежем/перекрытием дорог. И, несмотря на это, передвигаются вовсе не на бюджетных жоповозках.

У НИХ ВСЁ ХОРОШО.

И болт, длинной от Москвы до Магадана, они клали на наши проблемы.

Отличная работа, все прочитано!