Для Тугарина-змея принято считать, что прообразом стал половецкий хан Тугоркан (1028-1096). Он вместе со своим соратником Боняком вел войну против князя Святополка Изяславича (внука Ярослава Мудрого). После заключения мира в 1094 году дочь хана была отдана за сына Святополка. Однако уже в 1096 году Тугоркан вновь пошел на Русь и погиб в битве на реке Трубеже от рук дружины своего тестя и Владимира Мономаха.
В силу своих разорительных походов на Русь хан Тугоркан нашел отражение в фольклоре как злостный враг, упоминаемый в былинах под именем Тугарин-Змей. Почему именно "змей", точно не известно. Есть версия, что эту приставку он получил, так как перед походом надевал бумажные крылья и наносил на лицо зеленоватый оттенок. Однако в это верится с трудом. Вероятнее, прозвище было получено из-за того, что он был из рода Шаруканидов, а Шарукан в переводе – змея.
Ой, коляда, едет к нам коляда, отворяй ворота! Сугробы не помеха нам. Пусть зима будет только в радость нам. Заготавливай на стол, песни вспоминай, наряды доставай!
Песню петь пора, слово молвить пора — об одной из самых ярких славянских традиций и её главном герое. Я приветствую тебя в цикле, воспевающем богов, придуманных из-за ошибок переписчиков, неверных переводов, песен, а теперь ещё и праздников.
Войди же со мной в храм — кой снежное поле, где жрецы — ряженые, а жертва — еда и питьё. Подними взор к зимним небесам и приветствуй Коляду — бога, рождённого песенным вихрем и щедрым столом.
Так издавно принято на Руси встречать главное зимнее торжество. Пришедшее к нам из старых времён, оно не растворилось во времени и не встретило противоборства святых куполов. Праздник коляды — лучшее опровержение расхожей нынче байке о попе, мечтающем всё архаичное под корень извести. Коль песня весела, а народ румян — чего такому препятствовать? Неуж-то душа православная радости чуралась когда-либо? Уж-то Христу зимнее солнце не мило? Не, братко, не верь этим сказкам и сам дитям не сказывай, к дурному умы не приучивай. Набери ты груди полного воздуху и пой вместе со мной. Пой же, народ христианский — Богу на радость, душе на потеху!
Чего стоишь? Нарядился? Давай, скорее, по гостям торопись. Это ничего, если ты песен не знаешь. Бери пример с меня — на ходу придумывай. Ну или со мною что-нибудь по дороге сочини. Обычно все так и делают. Есть, право, и устоявшиеся припевы, но они от деревни к деревне все разные. Таков народный обычай — чужды ему светские скрепы.
Что празднуем? Ну, тут уж что тебе милее. Кто по-набожнее, те рождество Христово приветствуют, духом святым наполняются. Кто по-проще, так те просто зиме радуются. Издревле так делали. Как первая звезда в небе взойдёт — значит пришла пора холодное солнце встречать, да душою своею его согревать.
Нынче все умные стали, у ромеев календарей нахватались, и празднуют нынче все по энтим календарям с 7 по 19 января. А раньше проще было, всё на звёзды смотрели, по ним и время читали.
Ты, кстати, во что такое нарядился? Диковинный зверь ты, однако, так сразу и не поймёшь. Я вот чёртом быть решил. Пусть хоть раз в году чёрт приличным человеком будет. А вон там, смотри, цыганка с чучелом заместо ребёнка — присмотрись, на выданье девка. Вот ещё нищие да безумные — гляди как дёргаются, как корчатся, право будто взаправду безумцы. А там молодец на помеле скачет, щас через нас перескочет. Ты за ним смотри, он разбежится как — так до месяца допрыгнет, а назад весь год спускаться будет. Ну, это если батюшка простынет. А коли не простынет, так молитву по небу пустит — золотую, как луч-то — молодец по молитве вниз и спустится. Бывало так уже. И не раз.
А спросишь, с чего это мы, православные люди, в такое бесовское дело ударились? Всяких чертей с цыганами изображаем? А корень-то, поди, в седой старине зарыт. Зима тогда — время неведомое, страшное. Солнце умирало, тьма наступала. Думали предки, что вместе с холодами на землю и всякая нежить просыпается. Вот и придумали: нельзя ей, нечисти, настоящие лица людские показывать. Надо обмануть, перерядиться. Чтобы и духи предков мимо прошли, и леший в лесу не тронул, и кикимора в дом не пробралась. Не было у них крестов нательных, вот и смекальничали, как могли. Смекаешь? Мы нынче ржём да веселимся, старым страхам сказки сказываем. Ну и рядимся конечно. Глядишь вот чёрт увидит, как я святой водой умываюсь, так завидно станет — глядишь и покается.
Ещё, говорят, раньше вместо молитв и песен закляния пели. Я в этих кляниях не разборчив, что они есть такое не смыслю. Да и никто сейчас уж не упомнит их. А почему? Ну так, видать, дурные песни были, коль не запомнились. А вот то, что веселятся нынче, как и прежде, так в том сомнений у меня нет. Потому как не может душа добрая не веселиться — а люди у нас всегда добрые были. Ну, по большей части, как понимаешь.
Ты это, не стесняйся. Как нагуляешься да продрогнешь, в дом заходи, желудка мольбы утоли. Еда какая есть, вся на столе. Ничего не сокрыто, стол нараспашку, ибо он тоже в каком-то смысле, но душа.
За какие обычаи ты особо не переживай. Главное людям сильно не докучай, но и скучать всем кругом не давай — меру всему знай. А самое важное — звезду красную повыше подымай.
Звезда это господня, под ней сам Исус родился. Потому-то её так и ценят. А раньше, во времена довоцерковлёныя, заместо звезды солнце ясное подымали. А может и не было, может и сказки.
Чаго говоришь? Для кого же подымали, коль Исус ещё не родился? Ну так для солнца и подымали. Звали его тогда по-другому — Сварогом. Люди тёмные были, светилу молились, мня будто он божество. А всё же и Христу солнце мило. Знать, не такие уж и тёмные были, коль с Христом в любви сошлися. Потому-то пора эта так и ценна. В какое время ты не гляни, а люба она одинаково. Потому как время это волшебное, светлое.
Ещё говорят старики бывалые, что по сей день в метели души глядеть можно. Потому как граница миров как бы короче становится. Но уж в это я, извини, не верую. Я по натуре энтот, кептик — чаго сам не увижу, в жисть ни поверю. Вот месяц я видел. И даже ходил по нему. Признаться, даже на вкус пробовал — ничаго, съедобно. А вот духов я — ни видел, ни трогал, на вкус ни пробовал.
Кажись, поп нынче в здравии, вон, мёдом с зерном горло разогревает. Коли так, неча время упущать. Помела у меня нету, но я человек опытный — до ясна месяца и на полене доскачу. А ты давай со мной!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
И так же не скоро мороки развеиваются, но скорее даже гуще становятся. Так случилось и с колядой. Тема обширная. И как принято у приличной нечисти, начнём мы её не с начала, а с середины кругом обойдём, к истоку идя, а там и на конец посмотрим.
Мы с тобой уже изучали песенную традицию обрядных рефренов. Мелодичных, приятных слуху повторяющихся вокализмов. "Ой ты, лю-ли, ай, лю-ли" — самый распространённый и известный такой рефрен. Но богата фантазия человеческая, и уж чего-чего, а приятных созвучий придумали не мало.
Вот и "коляда, коляда" — ещё один такой интересный и немного не очевидный рефрен. Приятность его кроется в сочетании букв "к", "л" и "д". Первые две, будучи согласными, слухом воспринимаются чётко, но в тоже время мягко, приглушённо. А сочетание с яркой ударной "д" создает уникальное эмоциональное наполнение. Прямой аналог ты можешь встретить в современном популярном жанре "АСМР", где частым рефреном служит сочетание "тк-тк". Но если "тк-тк" служит для снятия напряжения, то "клд-клд" напротив — призвано взбодрить и зарядить праздничным настроем. Это и есть та самая древняя магия звуков, породившая всю заклинательную традицию.
Но оставим магию звуков и посмотрим на версии учёные. Есть среди них думы мудрые, о рождении слова "коляда" толкующие. Так, например, живы варианты "ходить кругом", "круговые яства" и конечно "колесо". Все эти версии по-праву живые и звучащие достоверно. Более того, в них очевидна связь с кругом, кой есть вечная часть любого праздника, перемене лет посвящённого. Но есть и обратная трактовка, о которой мы поговорим после.
Можешь ты припомнить иное словечко, тоже круг означающее, но к делу отношения не имеющее. Словечко это — коловрат. Символ сей всякому знаком, тут спору нет. Он хоть и взаправду стар, и предкам известен — но вот самого словечка эдакого у них не было, придумка то. А придумали его люди книжные, предков почитающие, но разумением обделённые. Скрестили они в своём аж 20-м столетии слова "колесо" и "вращение" и вот стали сей знак называть коловратом. Дурного ничего они не мыслили, не подумай, но обидно им было, что символ есть, а названия пращуры ему не дали. А ежели и давали, то оно не запомнилось. Ибо знак сей весу особого меж них не имел никогда, а значит и название ему не так уж надобно. А уж если возникнет нужда, то и просто колесом обозвать можно. Так-то.
Ну не индусы мы, чтобы в свастики упарываться. Ну вот не все индоевропейцы пёрлись от заковыристых солярных символов. Солнце, если что, просто кружочком нарисовать можно. Этим обычно и ограничивались. Ну или уже в самом деле нарисуй ты колесо от телеги — тоже, кстати, древнейший и уважаемый символ. И куда более частый, если уж на то пошло. В том числе у славян.
Говоря же о "коляде", то у этого слова есть и иные значения: подарок, дарить, подаяние. Изначально такие подарки делались как подношение и форма пожертвования для священнослужителей по особым дням — да и просто сделать человеку приятное. Но традиция быстро полюбилась, закрепилась и переросла в общенародную увеселительную. Таким образом, "коляда" это не просто обрядный термин, а обозначение конкретного действия и пожелания. Широка душа, щедра душа — ничего не скажешь. Но...
Но здесь начинается самое интересное. Вообще-то языческое происхождение празднества, хоть и красочно, но весьма спорно и приписано постфактум. Строго говоря, оно вообще ничем не подтверждено. Каких-либо подтверждений существования традиции колядования до прихода христианства в природе не существует — вообще. Есть, правда, древнерусские христианские поучения, указывающие на языческое происхождение. Но вот опирались ли служители церкви на некие утраченные источники или на собственное наитие — то нам неведомо совершенно. Потому и утверждать чего-либо мы не можем. Однако, есть серьёзные подозрения, что всё-таки они-таки опирались на наитие. Почему? Ну...
Календарь
Именно вот это словечко, пришедшее к нам из Византии в форме "calendae" наводит на мысли о всё-таки самом прямом заимствовании, а затем и прямой интеграции в местные говоры с новыми значениями. Отсюда пошли и наши колёса, и наши круги, и прочие коловраты. В пользу сей версии говорит и некоторая обособленность "коляды" от прочих славянских слов с их корнями. Ну вот не находится в нём славяноязыческих мотивов с их своеобразной архаикой — совсем не находится.
Зато сама традиция находит прямой аналог в греческой христианской традиции "каланда". Суть её — пение песен и праздничные дарения в значимые дни. Сами же греки позаимствовали сей обычай у римлян, у которых он назывался "календа" и отмечался в начале каждого месяца ещё со времён глубокой Республики. Набожные эллины сочли, что кутить каждый месяц явный перебор, посему решили отмечать только главные дни, среди которых главнее прочих конечно Рождество. В таком виде праздник и пришёл на Русь, а с ним и первый подарочный календарик.
Календарики, к слову, достались не только там. Так, например, нельзя не упомянуть румынскую традицию рождественских песен "колинда" и польскую "коледа", что так же указывает на общий, а не узко-славянский источник. Ну да ладно, не о календарях речь молвить мы собрались, а о богах.
Коляда — бог, рождённый в кабинете
Не знаю как ты, а лично я давно ждал этого момента. Наконец-то, ну наконец-то мы с тобой вновь пришли к божеству, явившемуся на свет не по воле, но по незнанию. Отправляемся в 16-й век, дружище. Это было весёлое время.
Это поистине была Эпоха. Первый золотой век русской литературы, давший нам огромный список письменного творчества. Это был век "Степенной книги", "Повести о Петре и Февроньи" и "Домостроя" — грандиозные талмуды нравоучительных религиозных книг, кодифицировавших быт, веру и саму историю государства. И добрых две три богатырских былин. Это было время, когда прошлое впервые стали укладывать в стройные, осмысленные системы.
Тогда же родилась и эпическая поэма "Слово о полку Игореве", а так же ряд других, увы, не дошедших до нас поэм. Если ты искал в истории Руси золотое время, то 16-век — это то самое время.
Именно этот мощный фундамент в следующем, 17-м, столетии, породил новое поколение хронистов. Это были люди, впервые взявшиеся на Руси систематизировать не только святых, но и богов. Они смотрели на дохристианское прошлое сквозь призму строгого церковного порядка — и им везде мерещились такие же строгие пантеоны, такие же "божественные степени" и каноны. Они искали порядок там, где царил миф. И находили то, чего не было.
А где-то между ними, крестьяне, как и века назад, праздновали своё исконно православное колядование, напевая песни с рефреном "коляда, коляда" и никого не трогали, и не особо парились, что это "коляда" вообще значит. Звучит красиво, а для праздника этого достаточно.
И вот! Свершилось! Была написана "Густынская летопись". В одноименном монастыре, на территории современной Украины в Полтавской области. Первый зафиксированный "точный" список славянских "богов". О-о-о, и что же это за список, ты даже не представляешь. Список сей, прямо скажем, небольшой — на уровне современных постов в интернете. И читать его хоть с каким-то современным базисом знаний по мифологии... Скажем так — цирк это не так уж смешно. Этот список — настоящий набор кеков! Там и Купало упоминается (кек, спойлер одной из будущих частей цикла), и Ладо (Карл, Ладо, бугагашеньки!), и конечно же зловещий демон Коляда (трижды по тридцать раз кек)!
Если ты думал, что современные альтернативщики вообще ни на что не опираются, то ты ошибался. У них были мощные предшественники в 17-м веке. Чтение Густынской летописи — это погружение в альтернативную реальность, созданную фантазёрами, смешавшими своё наитие с интерпретацией чего-то, услышанного краем уха. И пытавшимися систематизировать то, о чем у них не было малейших представлений. Не подумай, я не осуждаю и не ругаю, у них и выбора-то иного не было. Но читать это сегодня — кек. Вот небольшой абзац, посвящённый Коляде (кек):
Шестый Коляда, ему же празникъ прескверный бяше декаврия 24. Сего ради нынѣ, аще и благодать рождеством Христовым осия нас и идолы погибоша, но единаче дияволъ еще и доселѣ во безумныхъ память свою удержа. Сему бѣсу въ память простая чадь сходятся въ навечерие Рождества Христова и поют пѣсни нѣкия. В нихъ же аще и о рождествѣ Христовомъ поминаютъ, но болие Коляду бѣса величают.
Ну как? Разобрал более-менее? Ладно, давай помолимся богине Алисе, чтобы она дала перевод.
Шестой Коляда, отмечался 24 декабря, и этот день считался особенно скверным. Хотя Рождество Христово принесло нам благодать, и идолы были уничтожены, дьявол всё ещё сохраняет память о себе в сердцах безумных. В канун Рождества Христова простые люди собираются и поют песни, в которых, хотя и упоминается Рождество Христово, но более почитается бес Коляда.
Спасибо, Алиса! А теперь давай так — что мы имеем? Во-первых, церковнослужители, пусть наверное и не все, но некоторая часть, как видим, точно, к 16-му веку умудрились совершенно забыть корни собственного же праздника. И что вообще-то именно они этот праздник на Русь святую и притащили.
А далее, руководствуясь строгим методом, породили чудовище — кабинетную мифологию. Именно из неё, из трудов её авторов берут начало современные трения на тему славянства. Ох, хорошо бы, если б беда была с одной только Густынской летописью. Но ведь это был не частный случай, а целая методологическая традиция, опиравшаяся на скудность имеющегося материала и выкручивавшаяся как могла. Суть общего метода проста и заключается в следующем:
Берём непонятное слово из народной песни и тут же приходим к выводу, что это однозначно имя какого-то языческого бога. Параллельно кладём болт на то, что язычество уже полтыщи лет как кануло в лету.
Находим ему место в библейской\античной картине мира. В частности очень желательно отождествить его с каким-нибудь римским богом, но это не обязательно и вкусовщина. В любом случае — потом обязательно находим аналог в Библии. И желательно чтоб он был связан с каким-нибудь демоном.
Приписываем ему логичную роль. Если роль кажется логичной только нам — не страшно. Обоснование потом на глобус натянуть можно. Например, вот "коляда" вроде звучит как-то по праздничному, а значит по-любому это бог пиров! А ещё крестьяне водят хороводы — значит божество ещё и солнечное!
Профит.
Так, по воле книжников, веселый рефрен колядок обрел плоть, культ и демоническую природу, о которых сам он был не в курсе.
Если ты подумал, что я стебусь над летописцами, то ни в коем случае. У них действительно было очень мало материала для работы. Собственно, они были именно теми, кто этот материал отчасти и собирал, только затем, чтобы потомки хоть как-то всё разобрали. В процессе у них не было иного выбора, за неимением источников, кроме как творчески интерпретировать вообще всё услышанное — опираясь на свои, крайне ограниченные контекстом времени, знания.
Результат действительно напоминает "творчество" современных любителей альтернативной истории и неоязычества, потому что механизм тот же: попытка собрать целостную систему из обрывков, домыслов и сильного желания "открыть истину".
Но не одним 17-м веком абсурд рождается. Ещё больше кеков нам преподнёс век 19-й (18-й тихонько отсидел в сторонке, зачитываясь Пушкиным). Если двумя столетиями ранее Коляда просто обозначался как один из языческих бесов, то новое поколение ранних исследователей взялись за него всерьёз.
К сожалению, серьёзность их всё так же ограничивалась размером кабинета. При этом фантазия (спасибо веку 18-му) была развита на порядок лучше. И они стали по-настоящему серьёзно нести ахинею придумывать новому богу атрибуты и место в языческой славянской космогонии (её они придумывали ходу дела).
Ну а век 20-й, со всеми его техническими достижениями, стал ещё и веком научной фантастики. Он любовно перенял от предков богатую фантазию и насадил её на чудовищные амбиции.
И вот. Бог Коляда. Бог праздников. Бог зимнего Солнца. И бог круговорота Времени! Ну ништяк! А ещё это символ возрождающегося солнца и конечно же коловрата! (два вагона кеков на Колыму!)
Стоит ли лишний раз подчёркивать, что всё это не имеет ни малейших под собой оснований, кроме как очень богатой фантазии, сильно упоровшейся в фантастику? Не думаю, что в этом есть нужда.
Коляда — это поистине бог одурачивания. Он — ярчайший пример того, как незнание способно породить нечто. Пусть не хорошее, но уж точно весёлое. Не знаю как тебе, а мне кеков на год вперёд хватило. Знаешь, а ведь в этом и есть суть любого праздника — он должен радовать. В колядки люди нарядились в чертей, так почему бы самому празднику не нарядиться в бога, чтобы всех одурачить?
Традиция колядования всегда была увеселительной, за ней никогда не было чего-то вот прям дико серьёзного. И относиться к ней надо просто и с любовью, а не громоздить лишние сущности. Праздник переоделся в бога. А человек оделся чёртом. В каком-то смысле Коляда и правда оказался божеством — но не солнца, а нашей потребности веселиться в самое тёмное время года; творить, вопреки незнанию; и находить смысл даже в бессмысленном "клд-клд". Не в этом ли суть пограничных дней, когда быль и небыль сплетаются воедино? Не это ли истончает границы подлинно? Морок, скажешь ты? Колядки, скажу я — просто колядки.
Чернобог — славянской мифологии, символизирующее тёмную сторону мироздания. Олицетворяет зло, разрушение, смерть и несчастья. Внешне представлялся — как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в чёрные одежды, но с серебряными усами.
Главным атрибутом Чернобога является большой длинный черный меч. Ссылка телеграмм: https://t.me/miffantasy
Кот баюн персонаж русских волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом, кот-людоед Место обитания: в сказках говорится, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет ни птиц, ни зверей. Мудр, порядочен и рассудительный. Ссылка телеграмм: https://t.me/miffantasy
Мара - богиня в славянской мифологии, олицетворяющая зиму, смерть и переход в иной мир, девушка с длинными чёрными локонами, одетая в белое бархатное одеяние с множеством драгоценных камней.
Мифология — штука сложная. Практически вся современная цивилизация — продукт монотеистических религий, которые на протяжении большей части своей истории не стремились сохранить память о диких языческих временах. Как итог, у нас накопился обширный список лжебожеств, обожествлённых постфактум. Давай же посмотрим, как человеческая фантазия и незнание превращали в богов неверные переводы, ошибки переписчиков и даже песни. Кстати, добро пожаловать, это первая часть будущего цикла.
Ой ты ладо, люли лей, ай-лю-ли, лю-ли, лю-лякебаб. Ладно, я не знаю, как правильно передать этот референс. Была такая традиция свадебных песен, состоящих из благозвучных, но бессмысленных вокализмов.
Хотя почему была? Она сохранилась и в нашей культуре. Вспомни старое, доброе, бессмысленное и задорное "хой!" Что значит это "хой"? Вообще ничего, сколько бы значений ему ни придумывали. Но звучит круто. Наше гордое и любимое "ура" точно такой же яркий, громкий, но в общем-то бессмысленный набор звуков. Смысл передаётся не через слово, но через эмоции и энергию. Хоп-хей, ла-ла-лей!
Так вот. "Лада, ладушка, леля" это набор приятных слуху повторений, разобрались. Но как в боги-то их записали? Начнём с Лады.
За неё нам надо поблагодарить Яна Длугоша и его труд "Анналы, или хроники великих королей Польши" (1450-1480г). Там он привёл список славянских божеств, где впервые появляется бог Лад как... Грозное и жестокое божество войны, отождествляемое с Марсом. Я даже не знаю, смеяться тут или смеяться в голос.
Марса называли Ладо. Воображение поэтов сделало его вождем и богом войны. Ему молились о победе над врагами и о том, чтобы он ниспослал храбрость, чтя его крайне дикими обрядами
То есть наши парни, не мудрствуя лукаво, шли на смертный бой, распевая свадебные напевы. Это бесспорно меняет представление о психологической подготовке к сече. И это то место, где самое время начинать гордиться.
Последователи Длугоша на этом не остановились и позднее, но всё в том же 15-м веке, поменяли новому богу пол (даже не спрашивай, я без понятия). Так родилась Лада. Лель же появляется ещё чуть позднее. Ну не может порядочная женщина, да ещё богиня, незамужней быть. Если есть богиня Лада, то и бог Лель пусть будет как олицетворение... Любовной страсти.
Нет, к чёрту, эти люди не писали историю — они писали фанфики. И ничто не убедит меня в обратном.
И нет предела моему возмущению, что авторы этого пантеона упустили возможность канонизировать "Ура" — куда более логичного кандидата в боги войны, чем загадочный Ладо.Так или иначе, разобранные "имена" — это плод фантазии хронистов 15-го века, спутавших нечто вроде "ты мой, сигма-бой" с религиозным призывом. Хотя вообще-то это была угроза! Идём дальше.
И тут я понял, что не потяну писать о всех божествах разом, а статья лопнет от неприличных размеров. Поэтому давай на сегодня закончим и продолжим завтра. Добрых дней тебе.